Место проведения: филиал ГИМа «Палаты бояр Романовых», Москва, ул. Варварка, 10
Время проведения: 15—18 мая 2013
Выставка «К 400-летию избрания Михаила Федоровича Романова на царство» на Flickr
Теплым вечером 15 мая во дворе филиала Государственного исторического музея «Палаты бояр Романовых» собралась многочисленная и нарядная публика. Гостей встречал оркестр Преображенского полка, звуки которого спорили с соловьиным пением, доносящимся из цветущих зарослей, окружавших древние палаты. Время здесь будто остановилось: почти ничто не напоминает о шумной современной Москве, начинающейся где-то наверху, за Варваркой.
В этот вечер почетными гостями музея стали потомки рода Романовых: правнук великой княгини Ольги Александровны Пол Эдвард Ларсен-Куликовский, правнук императора Александра II Георгий Александрович Юрьевский. После молебна в одной из церквей Романовых гостей приветствовали директор Государственного исторического музея Алексей Левыкин и член президиума Российского исторического общества Андрей Петров. «Сегодняшний день несет символическое совпадение, — отметил Андрей Петров. — Скоро год со дня учредительного съезда Российского исторического общества, а последнее обновление палат бояр Романовых происходило как раз в то время, когда учреждалось Императорское русское историческое общество». К этому директор ГИМа Алексей Левыкин добавил, что совсем скоро и юбилей со дня открытия Государственного исторического музея, который распахнул свои двери 27 мая 1883 года.
Открытие нынешней обновленной экспозиции было бы невозможным без деятельного участия потомков царского рода, которые помогли отреставрировать трапезные палаты филиала музея на Варварке. Непосредственно в реставрации участвовали и потомки архитектора Федора Рихтера, которые также прибыли на церемонию. На открытии экспозиции сотрудники ГИМа вручили на память Полу Куликовскому и Георгию Юрьевскому фрагменты парчовой ткани, которая была специально изготовлена для обивки стен трапезных палат в мастерской Новоспасского монастыря. «Благодарим за то, что вы даете многим людям возможность вновь и вновь открывать собственную историю и наследие», — сказал Пол Куликовский. «Когда Пол позвонил мне и пригласил сюда приехать, он не рассказал, что меня ждет, — поделился своими эмоциями Георгий Юрьевский. — На меня огромное впечатление произвело это место: все, что есть в музее, церковь, в которой мы молились, люди, которые здесь работают, музыка и пение, которое мы услышали».
Впервые на выставке
Безусловно, «гвоздем» обновленной экспозиции стали экспонаты из РГБ, два из которых впервые покинули стены хранилища научно-исследовательского отдела рукописей: Евангелие боярина Федора Кошки и Евангелие тетр боярина Никиты Ивановича Романова. Эти документы имеют прямое отношение к предкам Романовых.
Боярин Федор Андреевич Кошка был близок к великому князю Дмитрию Донскому: когда в 1380 году князь отправился в поход против Мамая, Кошке было поручено «блюсти» Москву. От потомков одного из его сыновей, Романа Юрьевича Захарьина, идет род Романовых.
Евангелие боярина Федора Кошки (1392) было дано вкладом в Троице-Сергиев монастырь около 1428 года и хранилось в ризнице вместе с другими драгоценными предметами до 1920 года, когда архив Лавры и ризница были национализированы и объявлены Сергиевским филиалом Государственного Румянцевского музея. В 1931 году Евангелие Федора Кошки поступило в Российскую государственную библиотеку. Евангелие представляет иллюминированную рукопись, относящуюся к типу служебных Евангелий-Апракос, написана на пергамене уставом в 2 столбца, украшена инициалами стилизованного растительного, геометрического и зооморфного орнамента; помещена в драгоценный серебряный оклад. Интересна особенность инициал Евангелия Кошки, которые, по мнению специалистов, связаны с образцами греческого происхождения и итальянского книжного искусства. Проводником этого стиля на Руси был иконописец Феофан Грек, и предполагается, что инициалы Евангелия были выполнены в мастерской Феофана Грека. Густые яркие краски, твердый контур, рельефное наложение золота — все говорит о том, что автор был византийцем.
Евангелие тетр боярина Никиты Ивановича Романова (1633),
фрагмент оклада
|
Второй из представленных в экспозиции Палат бояр Романовых документ из РГБ — Евангелие тетр боярина Никиты Ивановича Романова (1633) — двоюродного брата Михаила Федоровича Романова. С воцарением Алексея Михайловича Никита Иванович сформировал оппозицию правительству Б. И. Морозова. Человек амбициозный, ходил в «немецком платье» и был большим поклонником «немецкой музыки». Сохранились сведения о круге чтения Никиты Ивановича. Из принадлежавших ему книг известна сборная рукопись, содержащая в себе части Степенной и Родословной книг, летописные сказания, послания Ивана Грозного в князю Курбскому, Житие митрополита Филиппа. Евангелие, представленное в Палатах бояр Романовых, было заказано в год смерти патриарха Филарета и тогда же передано в Троице-Сергиев монастырь. Евангелие проделало такой же путь из монастыря в РГБ, как и Евангелие Кошки.
Евангелие Никиты Ивановича Романова исключительно по красоте отделки. Переплет из досок, обтянутых красным бархатом, обрез тиснен золотом, корешок украшен шитьем. Оклад сделан из золота, серебра, чеканки, гравировки, литья, эмали, черни, украшен более чем сотней алмазов, изумрудов, рубинов. На верхней крышке оклада — золотая пластина прямоугольной формы с изображениями Евангелистов, чеканкой и драгоценными камнями. На нижней доске Евангелия крепится серебряная пластина со средником и чеканные наугольники, покрыта чернью и украшена растительным орнаментом. В книгу вложена закладка («повороза»), украшенная мелким жемчугом. В книге имеются заставки, изображения Евангелистов (тонированы красками), листы с шелковыми завесами, украшенные орнаментальными рамками.
Из царской переписки
Кроме Евангелий, из РГБ на выставку в Палатах бояр Романовых передали три письма, связанных с другими представителями царского рода. Эти письма относятся к «Коллекции документов XVI—XVII вв. из Государственного Древлехранилища», поступивших в Румянцевский музей в 1920 году. Два письма датированы 1619 годом, адресованы патриарху Филарету и связаны с сообщением о болезни «государыни старицы инокини Марфы»: письмо царя Михаила Федоровича и письмо самой инокини Марфы. Третье письмо — от самого патриарха Филарета царю Михаилу Федоровичу о положении в столице и своем здоровье, также датированное 1619 годом. На обороте письма текст: «Божиею милостию Великому Государю, Царю и Великому Князю Михаилу Федоровичю, всеа Русии Самодержцу, Богом хранимому и Богом избранному и Богом венчанному, победопоборнику великого истиннаго православия». В обстановке древних палат старинный слог писем оживает: не только музейщики и историки, но даже самые неискушенные посетители музея ощущают дыхание времени.