Место проведения: Москва, РГБ, читальный зал отдела изоизданий
Время проведения: 9 апреля — 24 июня 2013 года
Выставка «Анималистические сюиты» на Flickr
9 апреля в читальном зале ИЗО РГБ открылась выставка «Анималистические сюиты» заслуженного художника России Ирины Маковеевой. Ее работы хранятся в отечественных и зарубежных музеях. В том числе в Музее Человека (Бельгия), где выставлены портреты охотничьих собак. А всего собакам разных пород посвящено 100 эстампов мастера. Автор умеет с юмором и нежностью изображать животных. Принципиально их «не очеловечивая», потому что уверена: они заслуживают интереса и сами по себе.
В немногочисленные ряды анималистов Ирину Маковееву когда-то привлек один из них, ее институтский преподаватель Михаил Кукунов. Он отметил в студентке педвуза не только наблюдательность и способность точно передавать характер и пластику животного, но и такое ценное качество, как терпение. Ибо «модели» не имеют ни малейшего понятия, что их рисуют, к тому же усидчивостью не отличаются в принципе. Со временем определились приоритетные техники — сухая игла и меццо-тинто.
Сегодня в творческом багаже Ирины Петровны более 300 гравюр с изображением братьев наших меньших, есть и живописные работы. Несколько серий открыток, в том числе с московскими достопримечательностями (среди них — главное библиотечное здание на Воздвиженке), она подарила отделу изобразительного искусства РГБ.
Художница выросла в Химках. В той черте, где сосуществовали город и постепенно вытесняемые им деревни. Так что гусей, кур и прочую живность видела не только на картинках. А когда уже в юности попала в Переславль-Залесский, была совершенно покорена козами. Эти славные существа и сам древний город появились на гравюре «Козочки», также включенной в экспозицию. Одна из лучших вещей: на пригорке девочка с косичками (срисована с дочки Ани) в сопровождении грациозных животных, вдали — по-шагаловски пляшущие домики и купола церквей.
Любимейшее место в Москве — зоопарк. Практически родной дом. Там проходила практику в годы учебы, туда уже много лет приходит рисовать с натуры. Конечно, посетители, простосердечно интересующиеся процессом творчества, ему не способствуют. Выход был найден: руководство зоопарка позволяет своему давнему другу работать в неурочное время.
Порою объекты внимания художника отвечают ему тем же. По-своему...
— В одном заповеднике я нечаянно потревожила глухарку с птенцами. Она как раз вывела свой выводок на прогулку, а тут я с этюдником. И вдруг вижу, как на меня с диким шумом несется что-то вроде параплана. То была не агрессия со стороны мамаши, а отвлекающий маневр. Честно говоря, ей удалось меня напугать. Я начала отходить. И даже в том своем состоянии заметила, как глухарка посылала малышам знаки: стойте смирно, она еще здесь!
Понятно, что удобнее всего рисовать спящих зверей. Но гораздо увлекательнее, хотя и куда сложнее, «схватывать» их в динамике. Художница не устает изучать характерные движения и позы. Как правило, птиц и маленьких животных изображает в натуральную величину. И немного увеличивает насекомых. Иногда делает очень подробный рисунок, но так называемое биологическое (натуралистическое) рисование целью не является. Ирина Маковеева отмечает: чем больше даешь подробностей, используя почти фотографическую точность, тем неубедительней, мертвее изображение.
Если рисунок сделан по фотоснимку — это всегда видно. Ведь человеческий глаз и оптика устроены по-разному. Но в качестве помощника фотообъектив незаменим. Он позволяет зафиксировать взгляд, рассмотреть особенности фактуры, цветовые переходы. Узнаваемость, конкретика очень важны, однако обязательно должно присутствовать то, что характеризует настоящее искусство, — художественная правда.
На выставке можно увидеть гравюры с морскими и урбанистическими пейзажами, видами Петербурга, Стокгольма, Бостона. И все же основная часть экспозиции посвящена уютным домашним питомцам и представителям дикой природы крайне независимого нрава. Таким, например, как красавец — тигр. Кстати, Ирина Петровна принимала участие в работе благотворительного фонда, занимающегося спасением амурского тигра и дальневосточного леопарда.
— Разнообразие форм, фактуры и окраса, характеров и взаимоотношений бесконечно. Начинаешь понимать, насколько богат и красив этот заповедный мир. Задача анималиста заключается в том, чтобы увидеть эту красоту и показать ее крупным планом.