Место проведения: Москва, РГБ, Центр востояной литературы
Время проведения: 7—17 декабря 2012 года
Россия и Япония — соседи, но контакты между ними стали налаживаться, если судить по историческим меркам, не так давно. Первую попытку установления официальных отношений предприняла русская экспедиция во главе с Адамом Лаксманом, которая была направлена в Японию по указу Екатерины II в 1792 году на галиоте «Святая Екатерина». Цель посольства Лаксмана состояла не только в том, чтобы возвратить на родину японских моряков, попавших в результате кораблекрушения судна «Синсё-мару» в Россию и проживших у нас более десяти лет, но и в установлении торговых отношений России с Японией. Кроме того, во время пребывания в Японии посольство должно было заняться сбором сведений об этой стране.
Адам Лаксман привез с собой рекомендательные письма от иркутского генерал-губернатора, подарки от его же имени, письма и несколько подарков для японских ученых от своего отца, российского ученого Кирилла (Эрика) Лаксмана. Ему удалось установить хорошие отношения не только с японским княжеством Мацумаэ, куда он прибыл, но и при посредстве властей Мацумаэ с самим сёгуном. Несмотря на то что Япония придерживалась политики изоляции и, согласно действовавшим в то время законам, вход в ее порты иностранным судам был запрещен, посольство Лаксмана добилось некоторых результатов. В известной степени это произошло потому, что глава посольства сумел расположить к себе хозяев. Через двадцать лет капитан Василий Головнин, находясь в плену у японцев, слышал живые и дружеские воспоминания о Лаксмане.
Благодаря экспедиции Лаксмана Россия смогла добиться того, чего не могли сделать другие государства: японские власти разрешили заход русских судов в город Нагасаки. Адам Лаксман стал фактически первым русским послом в Японии. Результаты его экспедиции обсуждались в правительственных кругах России. Полученный Лаксманом разрешительный документ явился юридическим основанием для отправки в Японию последующих русских посольств — Н. П. Резанова в 1803 году и Е. В. Путянина в 1852 году. Этот документ гласил: «Доступ в Нагасаки разрешается одному кораблю великого русского государства с условием, чтобы в других местах не приставали и с объявлением, что христианская вера не терпится в нашем государстве, а потому в продолжение посещения никакое богослужение отправлять не дозволяется, если же впредь какой-нибудь договор будет заключен, то каждое противозаконное действие, как мы уже предписали, будет запрещено. Для соблюдения сего мы передаем это удостоверение Адаму Лаксману», (В. Лагус. Эрик Лаксман, его жизнь, путешествия, исследования и переписка. СПб., 1890. С. 265).
О путешествии Лаксмана в Японию рассказывалось в вышедшей в 1805 году брошюре «Первое русское посольство в Японию под начальством поручика Адама Лаксмана». В 1822 году В. Н. Берхом был издан отчет об этом путешествии. Обе книги являются раритетами.
На выставке в Центре восточной литературы РГБ представлены брошюра «Первое русское посольство в Японию под начальством поручика Адама Лаксмана» и книга В. Н. Берха «Путешествие в Японию Адама Лаксмана», хранящиеся в Музее книги Российской государственной библиотеки, а также монографии японских и российских ученых, работы европейских авторов и периодические издания.