Место проведения: Москва, РГБ, Голубой зал
Время проведения: 11—21 сентября 2012 года
В Голубом выставочном зале Российской государственной библиотеки открыта выставка «Оригинальные оригиналы диссертаций». Авторские работы из фонда отдела диссертаций РГБ выставляются впервые и представляют историческую и культурную ценность. Среди них диссертации 50—90-х годов ХХ века, многие из которых сохранились в единственном экземпляре только в РГБ и которые с полным правом можно назвать научным памятником целой эпохи.
На выставке в РГБ представлены около тридцати научных работ, самые ранние из которых датированы 1947 годом. Сегодня общий фонд оригиналов диссертаций РГБ составляет более миллиона экземпляров. Цель выставки: продемонстрировать уникальность фонда, имеющего немало весьма ценных работ как с научной, так и с оформительской точки зрения. На открытии выставки генеральный директор РГБ Александр Вислый подчеркнул, что сегодня диссертации РГБ составляют самый востребованный из фондов библиотеки. «Об интересе общества к науке можно судить по количеству выпускаемых диссертаций, — рассказал он. — Темпы пополнения фонда диссертаций свидетельствуют, что он по-прежнему высок: сегодня в стране защищается около 30 тысяч научных работ в год, и все они поступают к нам. Можно смело сказать, что практически весь объем современного знания на русском языке у нас есть».
На правах фонда
Статус диссертации формировался в России с 1803 по 1854 год. Сам термин впервые встречается в трудах Михаила Ломоносова и означает рассуждение о той или иной науке. Первоначально научные работы хранились в библиотеках институтов по месту их защиты. Разрозненность хранения диссертаций не давала ученым и исследователям полноты информации о достижениях науки в различных областях знаний. Постановление Совета народных комиссаров СССР от 1944 года положило начало собранию единого диссертационного фонда страны. РГБ получила право хранения научных работ по всем областям, кроме медицины и фармации (они хранятся в Центральной научной медицинской библиотеке). В фонд поступает один экземпляр на правах рукописи. До 1974 года диссертации были в общем хранении библиотеки, затем были выделены в самостоятельную часть фонда.
Искусство оформления
На выставке показана очень небольшая часть миллионного фонда диссертаций, уникального по своему содержанию и оформлению. Это настоящие произведения книжной культуры: с огромным количеством иллюстраций, карт и фотографий, оригинальными приемами размещения научного материала. Среди представленных экспонатов как диссертации, защищенные в форме рукописи, так и работы, прошедшие защиту в виде монографий (например, известный труд историка моды Александра Васильева «Красота в изгнании: творчество русских эмигрантов первой волны: искусство и мода»). Некоторые из диссертаций — настоящие многотомные труды. Многие из представленных на выставке работ невозможно оцифровать, и таких экземпляров в фонде немало. Например, второй том диссертации Н. И. Куклина «Использование древесины основных лиственных пород Дальнего Востока в производстве строганой фанеры» (1968) сделан в виде альбома, каждая страница которого представляет собой лист фанеры из древесины дальневосточных пород: ясень маньжурский, ильм долинный, береза железная и т. д. Титульный лист выполнен в виде карты лесов Дальнего Востока, где каждый район сделан из кусочка дерева той породы, которая там произрастает.
Еще один интересный экземпляр — диссертация Б. О. Гиршовича «Невский проспект. Исследование построения композиции ансамбля главной улицы Ленинграда» (1947). В первом томе автор знакомит читателей с историей возникновения знаменитого проспекта, подробно останавливаясь на изначальной планировке и застройке улицы, анализирует ансамбль Гостиного двора, площадь Казанского собора. В приложении, которое относится к первому тому, приведен перечень зданий и сооружений от возникновения проспекта до времени написания диссертации, планы, чертежи, рисунки. Работа проиллюстрирована большим количеством фотографий — от гравюр VIII века до фотографий проспекта 1940-х годов. Второй том содержит панорамы застройки сторон Невского проспекта в масштабе 1:500, оформленные в виде книжки-раскладки.
В широком контексте
Как красивые альбомы можно рассматривать и тома диссертаций Н. И. Рзаева «Художественная керамика Кавказской Албании» (1962) со 130 репродукциями гончарных сосудов изучаемого региона; Королевой Э.А. «Ранние формы танца» (1973) с фотографиями изображений наскальной живописи, скульптур, рисунков, на которых запечатлены моменты танца первобытных людей; И. А. Нейфельдта «Птицы Южной Карелии» (1958) с альбомом авторских фотографий птиц исследуемого региона и т. д.
Основательностью подхода к изучению выбранной темы поражает и диссертация Г. М. Морозова «Бокс в Соединенных Штатах Америки: организация, техника, тактика, методика обучения и тренировки» (1954). Автор детально анализирует технику американских боксеров, чтобы ознакомить с американской тренерской практикой советских тренеров по боксу, готовящих спортсменов к участию в XVI Олимпийских играх. Более того, автор рассматривает американский бокс в контексте всей американской культуры, и порой его взгляд не лишен острой идеологической окраски, как это было принято в то время: «Маразм и разложение капиталистического строя проявляется в буржуазной культуре, используемой монополистическим капиталом для обмана и развращения трудящихся масс». Большой интерес представляют приложения к диссертационной работе, в которых автор составил англо-русский словарь боксерской терминологии и жаргона на 2500 слов, а также альбом фотографий в двух частях, иллюстрирующих содержание работы, с включением кинограмм отдельных элементов техники боя из встреч на первенстве мира лучших профессиональных боксеров. В преддверии XVI Олимпийских игр и того обстоятельства, что американские боксеры были главными нашими соперниками, эта диссертация была очень актуальной.
Не совсем обычна и диссертация А. Г. Обухова «Основы рациональных форм арифметических записей в школе слепых» (1957), второй том которой (результаты экспериментальной части исследования) написан на языке слепых. Автор в своей работе обобщил опыт учителей, ссистематизировал лучшие образцы арифметических записей, заменил сложные формы, освободив учащихся от напряженного и утомительного письма.
И если диссертация художника и профессора Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина А. Т. Пушнина «Без названия, без текста, только живопись» в самом деле не содержит ни строчки текста, то в труде А. В. Чернова «Строительство вооруженных сил русского государства в XVII веке (до Петра I)» (1949) нет ни одной иллюстрации или фотографии. Однако эта диссертация не имеет в фонде аналогов по объему текстовой части, которая составляет 1603 страницы.
С текстами научных работ можно будет ознакомиться на месте: любой интересующий посетителя выставки труд достанут из витрины. После того как выставка завершится, любую диссертацию можно прочитать в читальных залах отдела диссертаций РГБ.