Апофеоз Страны Советов
Авторы советской экспозиции старались с максимальной наглядностью проиллюстрировать западному миру преимущества социалистического строя. На Всемирной выставке она была отмечена 270 наградами. Незнакомое искусство закрытой страны, смесь официозного пафоса и детской искренности, произвело впечатление.
В советской печати утверждалось, что за полгода павильон посетили около 20 миллионов человек. В одной из витрин сегодняшней выставки помещена книга отзывов, к которой, по словам очевидцев, ежедневно выстраивалась длинная очередь.
Смелый замысел по крупицам собрать то, что наши музейщики когда-то представили в столице Франции, вполне удался. На основе музейных собраний, частных коллекций, библиотечных и архивных фондов была проведена исследовательская работа, позволившая показать множество сохранившихся экспонатов. Они распределены по тем же разделам, что и на Всемирной выставке: достижения промышленности, авиация и освоение Арктики, строительство и архитектура, советский театр и кино и т. д. В МВЦ «Рабочий и колхозница» можно увидеть модели самолетов и паровоза «ИС (Иосиф Сталин)», первого вагона метрополитена и первого эскалатора.
Творения рук человеческих сопровождаются богатым фоторядом. Перед нами — лица ударников социалистического труда, передовиков производства. В первую очередь тех, чьи имена еще долго значились в учебниках истории: Алексея Стаханова и Паши Ангелиной. Есть и нетипичные сюжеты. Например, фото молодой цыганки, сосредоточенно осваивающей трактор.
Взгляда не оторвать от коллекции фарфора 1930-х годов из собрания Государственного музея керамики и Усадьбы Кусково XVIII века, удостоенной Большой золотой медали парижской выставки. Самое эффектное произведение — чернильный набор «Обсуждение Сталинской Конституции в колхозе Узбекистана». Самое грациозное — статуэтка «Вышивающая знамя» скульптора-керамиста Натальи Данько.
Из экспонатов, предоставленных РГБ, прежде всего стоит назвать «Каталог книг, представленных на Международной Выставке 1937 г. в Париже». М.-Л: «ACADEMIA», 1937; «Конституцию (Основной Закон) СССР». М. — Кремль. Издательство ЦИК СССР, 1937; книги издательства «Художественная литература» — полное собрание сочинений А. С. Пушкина в шести томах (1936 г.) и отдельно изданные «Евгений Онегин» и «Медный всадник». В 1937 году с размахом отдавалась дань памяти поэта, погибшего сто лет назад. Работа с его творческим наследием шла как никогда интенсивно.
Настоящий апофеоз страны Советов являют собой крупногабаритные живописные полотна, которым отдан просторный зал. Названия достаточно информативны: «Доклад Сталина на Чрезвычайном VIII съезде Советов», «Рассказ пограничника». «Завод «Шарикоподшипник» и т. п. Вниманию посетителей предлагаются эскизы панно Александра Дейнеки «Стахановцы», предназначавшегося для украшения павильона (проект не был реализован). Малоизвестные вещи, вроде китчевых «Интуристов в Ленинграде» Ивана Владимирова. И хрестоматийные: «Председательница» Георгия Ряжского или «Доклад И. В. Сталина на XVI съезде ВКП(б)» Александра Герасимова. Поразительно, но в зале находится и полотно «Дождь» того же художника Герасимова. Другое измерение: терраса, влажная зелень, букет на столе. Усадебная Россия присела на краешке новой жизни...
|
|
Оживший Чапаев
МВЦ «Рабочий и колхозница» |
На открытии выставки «20 лет Советской власти» 24 мая присутствующих порадовал концерт солистов знаменитого ансамбля Александрова. Это выступление напомнило о том, что 75 лет назад программа советской делегации сопровождалась гастролями Краснознаменного ансамбля красноармейской песни и пляски под руководством А. В. Александрова и Московского художественного театра.
Оба коллектива ожидал горячий прием. Правда, случалось всякое. Из воспоминаний актрисы Ольги Книппер-Чеховой: «На премьере „Любови Яровой“ произошел инцидент: когда на сцене ожидался приход белых и Чир вытаскивал из подполья трехцветное знамя, в партере раздались аплодисменты, и тут же сверху полетели свист и шиканье, заглушившие эти неуместные аплодисменты; в дальнейшем реакционная часть эмигрантской публики не решалась прерывать спектакль».
МХАТу посвящена значительная часть экспозиции: здесь можно увидеть гастрольные афиши, программки, костюмы, макеты спектаклей.
На Всемирной выставке работал кинотеатр на четыреста мест, где показывали фильмы, в том числе и советские. В камерном помещении МВЦ также демонстрируются фрагменты отечественных кинолент, заслуживших в Париже высокие награды: «Цирк», «Бесприданница», «Юность поэта», «Семеро смелых», «Мы из Кронштадта», «Чапаев».
Не все знают о таком факте. 31 июля 1941 года появилась короткометражка «Чапаев с нами». Ее финал принципиально отличался от печального завершения полнометражного фильма. Там Василий Иванович погибал, однако для подъема духа бойцов, вступавших в кровопролитную войну, требовался герой во плоти и крови. И по приказу Сталина его оживили. Согласно переписанному сценарию народный любимец не тонет, переплывает свой Рубикон, вливается в ряды сражающихся и начинает громить врага. Разумеется, играл его опять же Борис Бабочкин, сам немало удивленный продолжением работы над образом.
Организаторы выставки «20 лет советской власти» — правительство Москвы, департамент культуры города Москвы, музейно-выставочное объединение «Столица». Среди участников — Российская государственная библиотека, Музей современной истории России, Росизо, Политехнический музей, Третьяковская галерея, Государственный архив РФ, Центральный музей кино и др.
|