|
|
|
Архиерей
Первая публикация — «Журнал для всех». 1902. № 4.
- Измайлов А. А. Новый рассказ А. П. Чехова / А. И. // Господа критики и господин Чехов: антология / сост. С. ле Флемминг. СПб. ; М., 2006. С. 276. 1-я публ.: Биржевые ведомости. 1902. 14 мая.
Дышащий простотой старых мастеров, исполненный красивого лиризма рассказ.
- Зайцев Б. К. «Архиерей» // Чехов: лит. биогр. / Б. К. Зайцев. М., 2000. С. 178—181. 1-я публ.: Чехов: лит. биогр. / Б. К. Зайцев. New York, 1954.
Акцентирует внимание на том, что замысел рассказа и его воплощение разделяют пятнадцать лет. Значит, в середине 1880-х гг. писатель «ещё не был готов». Совершенство простоты, которое даётся трудом целой жизни. Чехову с годами открывался «несознанный свет высшего мира», и «Архиерей» полон этого света. В облике Петра писатель, «сам, вероятно, не сознавая», дает превознесение духовенства.
- Катаев В. Б. «Архиерей»: человек и его вера // Проза Чехова: проблемы интерпретации / В. Б. Катаев. М., 1979. С. 278—293.
Статья полемична по отношению к позиции Б. Зайцева. В частности, критик пишет о том, что Зайцев, как и многие другие интерпретаторы Чехова, «выдает за авторские» слова и мысли героя. Чехов бесконечно далёк от каких-то решений вопросов религии и церкви. Здесь важна проблема «человек и его имя», остро прозвучавшая ещё в «Скучной истории». Смерть освобождает героя от житейской суеты, «в вопле матери он обрёл своё настоящее имя, обрёл свободу». Звучащие в рассказе мотивы близки настроениям самого Чехова последних лет жизни.
- Турков А. М. Перемены // Чехов и его время / А. М. Турков. М., 1980. С. 326—332.
Отмечает «сугубо мирское содержание» и близость идеи «Архиерея» и «Скучной истории», но «общая атмосфера» позднего рассказа «не в пример светлее», несмотря на то, что герой умирает и о нём вскоре все забывают. «В сюжете „печального“ чеховского рассказа ощутимо движение жизни, её неистребимость, сопротивление всему, что давит и сковывает ее».
- Звонникова Л. А. «Ложные представления» // Заколдованный круг (проза А. П. Чехова), 1880—1904 / Л. А. Звонникова. М., 1998. С. 83—89.
По мнению критика, «суть конфликта рассказа не в противостоянии Петра толпе, но в противостоянии Петра — Христу». Став апостолом христианства, Петр не понял в нём главного — его устремлённости к человеку. Петр стал камнем церкви и перестал быть человеком. Церковь не приблизила его к людям, но отдалила от них. Мечта его — стать истинным апостолом веры Христа — «осуществилась в виде насмешки», когда «он уже ничего не понимал».
|
Сайт создан при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ
Официальный сайт Российской государственной библиотеки
Новый сайт
Электронная почта
|
|