Дама с собачкой
Первая публикация — журнал «Русская мысль». 1899. № 12.
- Сементковский Р. И. Что нового в литературе? // Ежемес. лит. и поп.-науч. прил. к журн. «Нива». 1900. № 1. Стб. 191—203.
Гуровых на Руси очень много. Чехов поднял очень важный вопрос: как создаются подобные ненормальные типы, почему для них семья, воспитание детей, общественная служба отодвигаются на задний план и заменяется любовными интрижками? Необходимо воспитывать общество с помощью просвещённых педагогов.
- Набоков В. В. Антон Чехов // Лекции по русской литературе: пер. с англ. / В. В. Набоков М., 2001. С. 330—338. 1-я публ.: Lectures on Russian Literature / v. Nabokov. Harcourt Brace & Company, 1981.
В лекции, которую Набоков читал американским студентам в 1940-е годы, отмечено, что «Дама с собачкой» — один из самых великих рассказов в мировой литературе. В частности, он отмечает семь свойств, присущих рассказу: естественность повествования; достижение точных характеристик за счет распределения незначительных деталей; отсутствие особой морали, особой идеи, «которую нужно было бы уяснить»; рассказ основан на оттенках настроения; Чехову одинаково дорого и высокое, и низкое; рассказ в действительности не кончается.
- Мейлах Б. С. Два решения одной темы // Нева. 1956. № 9. С. 184—188.
Сравнительный анализ сюжетных линий «Анна Каренина — Вронский» и «Анна Сергеевна — Гуров». Героинь объединяет тоска по счастью. Любовь привела Гурова к резкому осуждению окружающей жизни, и «такая трактовка темы любви так близка роману Толстого, что кажется прямым её развитием». Главное в рассказе — постановка вопроса о причинах трагедий, и вопрос о любви таким образом «перерастал у Чехова в мечту об иной жизни, полной героизма, творчества, красоты». По мнению критика, Толстой, осуждая рассказ, не прав, возводя мораль чеховских героев к Ницше.
- Белкин А. А. Художественное мастерство Чехова-новеллиста // Читая Достоевского и Чехова: ст. и разборы / А. А. Белкин. М., 1973. С. 190—192. 1-я публ.: Мастерство русских классиков: сборник. М., 1959.
Психологически очень правдив эпизод, в котором показано, как пошлый банковский служащий под влиянием глубокой любви к женщине становится подлинно человечным. Этот эпизод, или художественная деталь — упоминание об осетрине с душком. «Обыденная и пошлая реплика потому стала признаком освобождения от пошлости, что Гуров впервые сам осознал её пошлость».
- Бердников Г. П. Проблема человеческого счастья // А. П. Чехов. Идейные и творческие искания / Г. Бердников. 3-е изд., доработ. М., 1984. С. 413—414. 1-я публ.: А. П. Чехов. Идейные и творческие искания / Г. П. Бердников. М. ; Л., 1961.
Чехов рисует драму обездоленности и бесприютности человека, сбросившего с себя обывательское забытье. Но, утратив свою безмятежность, Гуров стал не беднее, а богаче. Большая любовь очеловечила его.
- Берковский Н. Я. Чехов, повествователь и драматург // Статьи о литературе / Н. Я. Берковский. М. ; Л., 1962. С. 430—431.
Чехов слегка презирает обоих. Оба по-своему сговорчивы в отношении к злу. Они имитируют жизнь, имитируют любовь, веря, что их подражание — это и есть сам подлинник, не понимают себя. «Их счастье, что они понимают меньше, чем позволено понимать читателям через автора».
- Бялый Г. А. «Пути, мною проложенные…» А. П. Чехов // Чехов и русский реализм / Г. А. Бялый. Л., 1981. С. 68—69.
Семья в рассказе имеет отношение к тому миру, где «осетрина с душком», где люди ведут «куцую и бескрылую жизнь». Семейный союз — это путы. Как освободиться от этих пут? — спрашивают себя герои рассказа. Любовь, поднявшая их высоко над миром, подобном сумасшедшему дому, даёт им нравственную силу поставить вопрос об освобождении. Чехов показывает, что «жизнь начинает требовать от людей каких-то решительных действий, разрыва с привычным существованием».
- Катаев В. Б. Две оппозиции в «Даме с собачкой» // Проза Чехова: проблемы интерпретации / В. Б. Катаев. М., 1979. С. 250—268.
Чехова больше интересует образ Гурова. Финал рассказа указывает на переход героя в новое состояние, его отказ от некоторых стереотипов и появление новых вопросов. Эти перемены в представлениях Гурова, полагает критик, проясняются при сопоставлении двух контрастных пар — оппозиций: «казалось — оказалось» и «кончаться — начинаться». Анна Сергеевна, кажется, ничем не примечательная женщина, но именно она оказалась для Гурова настоящей любовью. Значит, причина не столько в ней, сколько в том, что происходит в душе героя. Чехов пишет о тайне в любви, то есть о том, что любовь — тайна для его героев, каждый случай уникален.
- Звонникова Л. А. «Ложные представления» // Заколдованный круг (проза А. П. Чехова), 1880—1904 / Л. А. Звонникова. М., 1998. С. 103—107.
Художественное время рассказа — время духовного пробуждения Гурова. Время бежит вне встреч Анны Сергеевны и Гурова и замедляет свой ход в моменты их общения. Бежит «бытовое» время, замедляется время «любви»; человек преодолевает время, под влиянием любви приобщаясь к «высшим и отдалённым целям» — к правде и красоте, к природе, к самому себе, к ближним.
|