|
|
|
Водевили
«Медведь»
Первая публикация — газета «Новое время». 1888. 30 августа; первая постановка — Русский театр Корша, Москва, 28 октября 1888 г.
«Предложение»
Первая публикация — газета «Новое время». 1889. 3 мая; первая постановка — Столичный Артистический кружок. СПб., 12 апреля 1889 г.
«Свадьба»
Первая публикация — сборник пьес «Свадьба. Юбилей. Три сестры». СПб. : А. Ф. Маркс, 1902; первая постановка — труппа Общества искусства и литературы (на Чеховском вечере) 28 ноября 1900 г.; премьера в Александринском театре (СПб.) — 1 мая 1902 г.
«Юбилей»
Первая публикация — сборник пьес «Свадьба. Юбилей. Три сестры». СПб. : А. Ф. Маркс, 1902; первая постановка — труппа Общества искусства и литературы (на Чеховском вечере) 28 ноября 1900 г.; премьера в Александринском театре (СПб.) — 1 мая 1903 г.
- Балухатый С. Д. Водевили-«шутки» // Чехов драматург / С. Балухатый. Л., 1936. С. 73—76.
Автор выделяет в водевильном наследии Чехова «две струи» — обличительную («Свадьба», «Юбилей») и развлекательную, в духе французского водевиля («Медведь»). Темы «бытовых анекдотов» не имели большого идейного начала, но пользовались огромным успехом у публики.
- Бердников Г. П. Чеховский водевиль // Чехов-драматург. Традиции и новаторство в драматургии А. П. Чехова / Г. П. Бердников. 2-е изд., доработ. М., 1972. С. 34—51.
Новаторство Чехова-водевилиста в том, что он стремился стереть грани между драмой и комедией, «приобщить водевиль к большой русской литературе». Он выработал свои жанровые критерии, свои представления об особенностях жанра драматической миниатюры. Главная особенность чеховских одноактных пьес в том, что «они являются не комедиями положений, а комедиями характеров». Выделяет две разновидности: миниатюрные лирические комедии и драмы и комедии-шутки.
- Зингерман Б. И. Водевили Чехова // Очерки истории драмы XX века / Б. И. Зингерман. М., 1979. С. 50—83.
Через водевили, пишет исследователь, «мы получаем доступ к главным чеховским пьесам, к пошлой среде», которая окружает их героев. В водевилях действуют те, кого в главных пьесах мы не видим, и, соответственно, наоборот. И еще важное наблюдение: «герои главных чеховских пьес неохотно вступают в борьбу за свои жизненные права, а персонажи водевилей сражаются запальчиво и самозабвенно, как подобает настоящим драматическим героям, демонстрируя публике отличный аппетит к жизни и темперамент гладиаторов». Проводятся оригинальные параллели между сюжетами водевилей и «главных пьес», показано, как в водевилях предвосхищаются мотивы и приемы сатирической драмы XX в. Обращено внимание на «двойственность» чеховского взгляда на жизнь (в частности, через пародирование «канонических ситуаций усадебной тургеневской литературы»), которая ярко проявилась в водевилях, этих «комических сагах о житейской пошлости». «Водевили дают нам ключ к чеховской диалектике, а через нее — ко всей его драматургии».
|
Сайт создан при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ
Официальный сайт Российской государственной библиотеки
Новый сайт
Электронная почта
|
|