В сумерках
Сборник. СПб. : А. С. Суворин, 1887.
- Билибин В. В. Осколки петербургской жизни. «В сумерках» / И. Грэк // Господа критики и господин Чехов: антология / сост. С. ле Флемминг. СПб. ; М., 2006. C. 72. 1-я публ.: Осколки. 1887. 5 сент.
«В сумерках задуманы автором его рассказы, но написаны при ярком солнечном свете, ибо полны красок, образности, жизни и теплоты».
- Михайловский Н. К. Ан. П. Чехов. В сумерках. Очерки и рассказы. СПб., 1887 // Северный вестник. 1887. № 9. С. 81—85 (2-я паг.).
Весьма негативно оценивает «сумеречное полутворчество» Чехова прежде всего на основании недосказанности, оборванности сюжетов. Чехов «мало заинтересовывает читателя своими действующими лицами». Это «красивые картинки без перспективы, занимательные начала без конца, трагические завязки без развязки».
- Буренин В. П. Рассказы г. Чехова // В сумерках / А. П. Чехов. М., 1986. С. 274—282. 1-я публ.: Новое время. 1887. 25 сент.
Достоинство творчества Чехова в том, что он верен исключительно художественной правде и чужд каких-либо «тенденций». По его мнению, критика «толстых журналов», в частности Михайловский, не понимает такого свободного направления, ибо «видит обыкновенно только тот свет, который открывается ей из маленького журнального окошка» и «всякая свежая литературная струя ее почти раздражает». Сам же очень высоко оценивает произведения Чехова, ставит их в один ряд с «Записками охотника» И. Тургенева и рассказами Ф. Брет Гарта. «В чрезвычайно сжатых и эскизных чертах возникает почти целая жизненная драма, целая маленькая поэмка действительности».
- Петерсен В. К. Критические наброски. Плоды мгновенных впечатлений / Н. Ладожский // Господа критики и господин Чехов: антология / сост. С. ле Флемминг. СПб. ; М., 2006. C. 443—444. 1-я публ.: Санкт-Петербургские ведомости. 1887. 6 нояб.
Высокая оценка всех 16 рассказов, вошедших в сборник. Некоторые из них «представляют сложные романы, сжатые на нескольких страницах».
- Кузин А. Академическая критика и молодые таланты («В сумерках». Очерки и рассказы Ан. П. Чехова. СПб., 1888 г.) // Колосья. 1888. № 11. С. 280—284.
Статья написана в связи с присуждением Чехову Пушкинской премии за сборник «В сумерках», при этом оценка академиков подвергается жесткой критике. По мнению автора, «академическая критика» не поняла особенностей таланта Чехова. На ряде примеров он это показывает и особо подчеркивает, что Чехов, описывая «маленьких людей», умеет подметить «человеческие черты личности даже там, где с первого взгляда кажется, что в данном субъекте замерло всё человеческое».
- Мережковский Д. С. Старый вопрос по поводу нового таланта // Акрополь: избр. лит.-крит. ст. / Д. С. Мережковский. М., 1991. С. 31—40. 1-я публ.: Северный вестник. 1888. № 11.
Лейтмотив большой статьи: излюбленный тип чеховского героя — «мечтатель-неудачник». Мережковский показывает это на примере персонажей таких произведений, как «Степь», «На пути», «Святою ночью» и др. Чехов обратил внимание на эту статью и в письме А. С. Суворину (03.11.1888) заметил, что Мережковский «не уяснил себе вопроса» и что «делить людей на удачников и неудачников — значит, смотреть на человеческую природу с узкой, предвзятой точки зрения».
- Балухатый С. Д. Ранний Чехов // Вопросы поэтики / С. Д. Балухатый. Л., 1990. С. 119, 157—159. 1-я публ.: А. П. Чехов: сб. ст. и материалов. Ростов н/Д., 1959.
В части большой статьи, посвященной раннему творчеству Чехова, литературовед показывает особенности рассказов, вошедших в сборник «В сумерках». «Сумерки, наполненные неопределенностью, родят мечты о другой, яркой, радостной жизни».
|