Электронный каталог

как искать?

8 (800) 100-5790
8 (499) 557-0470
8 (495) 695-5790

3.4. Свято-Успенская Почаевская лавра

На одной их Почаевской гор находится Свято-Успенская лавра с ее великими святынями. Дата ее основания на этой Святой горе уходит своими корнями в глубину веков.

1240 год. Хан Батый захватил Киев. Монголо-татарское иго угнетает Православную Русь, разрушает всё святое. Киево-Печерские иноки идут на Волынь в поисках убежища и находят его на скалистой, покрытой густым лесом горе, где и поселяются. Сюда приносят они суровый аскетический дух преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских, а место своего уединения называют в память о реке Почайне — притоке Днепра, на берегу которой стоял некогда их монастырь. Тогда же иноки сподобились благословения Матери Божией. Она явилась им на скале подобно неопалимой купине с короной на главе и скипетром в руке, оставив на камне след своей правой стопы, из которого начала источаться целебная вода. Явление это и было благословением и знаком заступничества Богоматери для набожных насельников недавно основанной ими обители и земли волынской, которая подобна древней виденой Моисеем купине горевшей, но не сгоравшей, останется целой и победоносной.

Слухи о них и о чудесном явлении Божией Матери собирают сюда всё больше и больше христиан для молитвы. Многие из них остаются на горе для несения монашеского подвига. Это и побудило иноков построить деревянную церковь у подножья горы, где все богомольцы смогли бы слушать службу. Время шло, слава Святой горы росла и ширилась. Вместо деревянной церкви иноки потом воздвигли новую каменную Свято-Успенскую церковь, которая положила в Почаеве начало храмового праздника Успения Божией Матери.

А маленькая пустынная обитель постепенно становится центром духовной жизни на западных землях Руси. В ней ищут христиане защиту от унии, которую уже насаждала Речь Посполитая с намерением обратить русинов в католическую веру. Но покровительство Богоматери не замедлило тогда открыться рядом чудесных событий в исторической жизни обители и Волыни.

Иноки в 1597 году принимают явную небесную помощь Богородицы — местная помещица Анна Гойская дарует монастырю значительные земельные наделы, имения и самое дорогое сокровище — Чудотворный образ Божией Матери, завещав при том хранить Православную веру и обычаи Восточной Церкви на вечные времена. Начинается новая эпоха в его долгой и славной истории. Игуменом обители становится Иов Железо, бывший игумен Дубенского Крестовоздвиженского монастыря.

Родился он в Галиции в семье православных родителей и наречен был Иоанном. В десятилетнем возрасте удалился в Угорницкий монастырь и уже в 12 лет был пострижен в монашество с именем Иов в честь праведного Иова Многострадального. В 30 лет он принял священный сан и вскоре был пострижен в великую схиму с именем Иоанн. В истории же обители и месяцеслове Церкви за многострадание и долготерпение подвижника сохранилось имя Иов.

Подвиги и труды его привлекли внимание известного поборника Православной веры на Волине князя Константина Острожского, и он умолил игумена Угорницкого монастыря отпустить «блаженного трудолюбца» в его Дубенский монастырь «для показания образа иноческих подвигов братии сего монастыря».

Более 20 лет подвижник возглавлял Дубенский монастырь. Он вел большую просветительную работу в защиту Православия, переписывал святоотеческие книги. По его совету и благословению в Остроге вышла первопечатная на славянском языке Острожская Библия.

Народ любил и чтил преподобного Иова, но известность тяготила подвижника;он стремился к уединению. И вот, по внушению Божию, он — в Почаеве. Великий аскет, сторонник безмолвия и пустынножительства, он ревностно принимается за дело, не гнушаясь и тяготами, связанными с духовным и материальным устроением обители.

Благодаря подвигам и неустанным стараниям преподобного Иова была открыта школа и типография. В 1649 году построена на самой вершине горы церковь в честь Святой Троицы со стопой Богородицы в середине храма, — до этого след стопы более 400 лет оставался под открытым небом. Тогда же обитель была обнесена оборонной стеной, построены другие храмы, жилище для монахов, различные хозяйственные сооружения.

Столетним старцем окончил свой земной путь игумен Иов (1651 г.). В 1771 году на месте древних церквей, небольших и разрозненных, начинается по проекту архитектора Готфрида Гофмана строительство в стиле позднего барокко величественного трёхпрестольногой собора в честь Успения Пресвятой Богородицы. Расписывал храм уже в начале XIX века львовский художник Лука Долинский, а спустя некоторое время, в 1874 году, после пожара обновляли роспись лаврские художники вместе с академиком Васильевым. В живописи собора евангельские события и события связанные с историей монастыря и прославлением его святынь. Отделочные работы выполнял скульптор Полиевский. Кроме Успенского храма в этот период построен братский корпус, в котором живёт братия доныне.

Пещерная церковь преподобного Иова. Пещерная церковь построена в 1774 году под терассой Успенской собора. Она представляет собой как бы длинный коридор с большими окнами с правой стороны, а с левой — вход в каменный грот, где покоятся нетленные мощи преподобного Иова и находится маленькая пещерка, где молился святой. От входа в храм и вплоть до иконостаса, на сводах арочного плафона роспись, повествующая о крестном пути Спасителя, а на стенах эпизоды Его земной жизни. Венчает церковь резной из темного дерева иконостас.

Церковь эта, как бы обняв гору, навсегда соединилась с величественным сооружением Свято-Успенского собора — шедевром искусства и отражением богатства небесного и человеческого разума.

В 1833 году указом Святейшего Синода монастырь был удостоен названия лавра и с тех пор год за годом приближался к нынешнему облику. В монастыре продоложалось строительство. С восточной стороны были построены Святые ворота, рядом с ними в доме, возведеном ранее, в 1835 году были устроены архиерейский дом и Крестовая церковь во имя апостолов Петра и Павла. Предполагают, что она была освящена в память посещения монастыря в 1711 году Петром Первым, когда он отправлялся в Прутский поход вместе с архиепископом Новгородским Феофаном Прокоповичем, пострижеником Почаевского монастыря.

Трудами настоятеля и братии монастыря в последующие годы возводились новые сооружения: церковь преп. Антония и Феодосия (под церковью преп. Иова),  Трапезная церковь во имя святой великомученицы Варвары, Похвальная церковь с пределом в память победы Божьей Матери над турками и татарами в 1675 году, колокольня, которая гармонирует с Успенским собором, свечной завод, белая и ратушная гостиницы. Была устроена великолепная галерея перед храмом Успения. С 1887 года стал издаваться еженедельный журнал «Почаевский листок». В 1906 году по инициативе архиепископа Антония Храповицкого (проект архитектора А. Щусева) начинается строительство большого Троицкого собора в древнерусском стиле. Это была дань памяти прежнему храму, построенному Феодором и Евою Домашевскими еще при преподобном Иове. Расписан храм был только в 70-х годах по эскизам художников В. Щербакова и В. Флорова. Иконостас выполнен по проекту А. Щусева. Собор этот — зримая проповедь.

Во время Первой мировой войны, в 1914 году, из лавры вывозится все, что представляет какую-либо ценность — от колоколов до архива, библиотеки и свечного завода. Чудотворный образ Почаевской Божией Матери и мощи преподобного Иова в серебряной раке были доставлены в Житомир, где и пробыли до 1918 года. В обители пожелало остаться 18 человек. Однако австрийцы, занявшие монастырь в августе 1915 года, отправили их в Венгрию в лагерь пленных. В мае 1916 года вследствие Брусиловского наступления в Галиции в Почаев приходят русские войска. В лавре возобновляются богослужения, возвращаются из плена иноки, начинает налаживаться хозяйственная жизнь обители. Стремительно менялись тогда политические события. И уже с сентября 1920 года Волынь занимают польские войска, и с того времени вплоть до 1939 года монастырь принадлежит Польше. Существованию лавры как православной обители угрожала тогда «ревиндикция» — передача католической церкви храмов. Против выступил весь православный мир и отстоял свои святыни.
Присоединение западных регионов к восточной части Украины, лихолетье Великой Отечественной войны тоже отразилось на судьбе монастыря. Лавра вошла в молитвенное общение с Русской Церковью. Совершались епископские хиротонии, в том числе и лаврских насельников для различных городов Украины. Построили так называемый «новый корпус», где помещались типография, иконописная, иноческая больница, а также монастырская мельница, архиерейский дом, свечной завод были отобраны у монастыря вместе с полями, лесами, садами и хозяйственным инвентарем. И все же монастырь жил. Возвращались с войны монахи, паломники отовсюду спешили поклониться Почаевским святыням.

С началом перестройки в обществе и государстве изменилось отношение к Церкви. Возрождаются храмы и монастыри, право славный люд торжественно отмечает 1000-летие Kpeщeния Руси. А Почаевский монастырь через свои уставные богослужения и проповеди продолжает раскрывать христианам подлинную красоту и истинность веры Христовой, выполняя свою извечную миссию — быть светильником Православия на западных землях Украины.

5 августа 1990 года Почаевская лавра торжественно праздновала 750-летие основания обители. Торжество возглавил высокий гостьСвятейший Патриарх Алексий II. Вновь затеплилась лампада монашеской молитвы в Свято-Духовском скиту, который был закрыт во времена последних гонений. Монастырю возвращены часть сооружений, сады и земельные участки. Около ста насельников имеют большой фронт работ.

Новым торжеством стало празднованием юбилея 400 летия перенесения Чудотворной иконы Богородицы из замка Анны Гойской в августе 1997 года. Этим торжеством вписана еще одна страница в историю Почаевского монастыря, претерпевшего немало испытаний на своём пути.

Начатая почти полувека назад всеобъемлющая реставрация храмов продолжается и по сей день, ведут ее опытные мастера и художники. Впечатляет каждого богомольца и паломника нынешний объем ремонтных и строительных работ в лавре и подведомственной ей семинарии. Стоят строительные леса вокруг бывшего архиерейского дома, освобожденного от городской поликлиники, принимает паломников новая гостиница — приют, что у Троицкого собора (возвращенная часть ныне действующей больницы для душевнобольных). Преобразилось до неузнаваемости и хозяйственное подворье монастыря. Там и большая мельница, и новый коровник, и электростанция, и пасека, и мастерские, и гаражи, и бетонированные дороги, и газовые котельни.
Стоит на пороге третьего тысячелетия древняя обитель на святой горе. Об этой памятной дате напоминает каждому богомольцу крест в лаврском скверике, воздвигнут в честь третьей Международной церковно-приходской конференции: «Украина на пороге третьего тысячелетия: духовность, наука, просвещение, культура», состоявшейся в ноябре 1998 года в стенах Лавры.

Еще в Святых воротах встречает паломников в своей писаной на стене иконе Пресвятая Богородица в огненном столпе, как и благоволила Она впервые явиться на горе Почаевской и оставить на скале след своей правой стопы на века. В Успенском храме за небольшой латунной оградой у первой колонны справа находится эта святыня. Над стопой из толстого, чуть желтоватого стекла с бронзовой крышкой, подобен древнему алтарю, ковчег с шелковым платом. На плате — изображение стопы Богородицы, а за ним на стене отлитое из бронзы, украшенное золотом и серебром барельефное изображение явления Богоматери. Под ковчегом на камне находится след самой стопы, источающий святую целебную воду. Богомольцы пьют и уносят с собой благодатную воду, которая еще не раз исцелит от душевных и телесных недугов. Тут, в этом храме, над царскими вратами, в звездообразном, сияющем драгоценными камнями киоте — Чудотворная икона Богородицы — вторая великая Лаврская святыня. Её подарил в 1559 году греческий митрополит Неофит местной помещице Анне Гойской. Благодать этой святыни в доме Гойской постепенно возростала, подобно горчичному зерну. От иконы начали являться чудесные знамения. Одно из которых особенно поразило Гойскую. Ее брат Филипп, слепой от рождения, после усердной молитвы перед иконой, прозрел. Не решаясь более держать у себя святую икону, Анна Гойская торжественно в 1597 году передала эту святыню Почаевскому монастырю, от которой вот уже более 400 лет совершаются чудеса.

За благословением к преподобному Иову, игумену и чудотворцу Почаевскому, спускаются верующие в Пещерную церковь, в пещеру, где подвизался он при жизни и почивает после смерти. Его нетленные мощи лежат в серебряной раке, сделанной по проекту Верховцева и пожертвованной графиней Анной Орловой-Чесменской. Над ракой возносится балдахин из белого итальянского мрамора.



Литература:

Взгляд через века : ист. повествование в словах и образах. — [Б. м.] : Изд-во Свято-Успенской Почаевской лавры, 2009. — 239 с., ил., портр.

Живописное обозрение русских святых мест Вып. 4 : Почаевская Успенская лавра. — Одесса : типо-хромолит. Е. И. Фесенко, 1903. — 70 с., ил.

Почаевский сборник / сост. : А. К. Багажков и др. — СПб. : Б-ка Рос. акад. наук : Альфарет, 2007. — 125 с., ил. — ( Мемориальный проект / Б-ка Российской акад. наук).

Свято-Успенская Почаевская лавра. Взгляд через века: историческое повествование в словах и образах. — [Б. м.] : Изд-во Свято-Успенской Почаевской Лавры, 2007. — 257 с., ил., портр. — На авантит.: издание посвящается в память 410-й годовщины перенесения Чудотворного образа Божией Матери на гору Почаевскую и 5-летию со дня обретения святых мощей и прославления Преподобного Амфилохия игумена и Чудотворца Почаевского.

Теодорович Т. П. Почаевская Успенская Лавра и её святыни: ист. очерк / Т. П. Теодорович протопресвитер. — Варшава : Синод. тип., 1930. — 56 с., ил., портр.

Успенская Почаевская лавра : М. : Моск. патриархия , 1983. — 16 с.ил.

Сайт создан при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ
Официальный сайт Российской государственной библиотеки
Новый сайт
Электронная почта
Свидетельство о регистрации средства массовой информации:
Эл № ФС 77-20215 от 13 декабря 2004 года.

При использовании материалов прямая ссылка
на сайт www.rsl.ru обязательна.