Электронный каталог

как искать?

8 (800) 100-5790
8 (499) 557-0470
8 (495) 695-5790
На главную /  Издания /  / /  «Библиотечное дело — XXI век»  /  К читателям 2(16)’2008

К читателям 2(16)’2008

Данный сборник представляет собой седьмой выпуск продолжающегося обзорно-аналитического и справочного издания в рамках проекта «Российский библиотечный ежегодник». К сведению читателей: первый увидел свет в 2002 г. как пилотный тиражом 300 экз. (Библиотечное дело — XXI век. Вып. 4. М., 2002). Второй, третий, четвертый, пятый и шестой (уже подписные, тираж 1200–1300 экз.) вышли в свет также в качестве приложения к журналу «Библиотековедение» (Библиотечное дело — XXI век. Вып. 2/6. М., 2003; Вып. 2 (8). М., 2004; Вып. 2 (10). М., 2005; Вып. 2 (12). М., 2006; Вып. 2 (14). М., 2007. За этот период данное издание зарекомендовало себя как действенный инструмент, способствующий непрерывному образованию библиотечных кадров.

Материалы этого выпуска базируются, как и прежние, на мониторинге и анализе профессионального документного потока, как правило, за последние 2–3 года.

Основная цель обзорно-аналитических статей (они составляют раздел сборника «Теория и практика: точки пересечения») — это выявление инноваций в тех или иных направлениях, областях теории и практики библиотечного дела. Один из важнейших индикаторов, указывающих на то, что библиотечно-информационная сфера страны движется в инновационном направлении, состоит в поиске обновленного образа (модели) библиотеки, адекватного меняющимся социокультурным реалиям. И здесь, безусловно, ключевое значение имеет анализ уже накопленного опыта, а также идей концептуального характера — такую попытку, ориентируясь на перспективу перехода к обществу знания, предпринимает в своей статье Е. И. Ратникова.

На современном этапе все большая потребность ощущается в том, чтобы всю библиотечно-информационную сферу, а не отдельные её фрагменты рассматривать в контексте проблем инновационного развития страны и общих тенденций развития инноватики. Именно решению этой актуальнейшей задачи посвящена статья Е. Н. Гусевой. Здесь автор формулирует задачи библиотечной инноватики, опираясь на анализ многочисленных публикаций, касающихся общих проблем инновационного развития производственной и непроизводственной сферы.

Любая трансформация библиотеки наиболее наглядно выражается в реально выполняемых ею функциях — их приоритетах и содержании. На одну из них (мемориальную) обращается внимание в статье В. П. Викуловой.

Падение интереса к чтению беспокоит общественность большинства развитых стран мира. И для преодоления этого явления, препятствующего движению к обществу знаний, предпринимаются разного рода меры. В России к их числу относится принятая в 2008 г. «Национальная программа поддержки и развития чтения в России». С учетом основных положений этого важного документа и опираясь не только на отечественные, но и зарубежные источники, В. П. Чудинова прослеживает социодинамику состояния и роли чтения в современном обществе.

Тема «Библиотеки и образование», никогда не терявшая своей актуальности, чрезвычайно многоаспектна. Очевидно, что библиотеки всех типов и видов вносят тот или иной вклад в информационное сопровождение образования, но главную роль призваны здесь сыграть библиотеки образовательных учреждений. Эта истина, казалось бы, очевидна. Однако новые требования к образованию на разных его уровнях неизбежно влекут за собой потребность в трансформации библиотечно-информационного обеспечения образовательного процесса. Какой должна быть, прежде всего, современная модель библиотеки общеобразовательного учреждения — на этот непростой вопрос, глубоко и разносторонне обосновывая свои суждения, пытается ответить Е. М. Зуева, и главный объект, рассмотрению которого посвящена эта работа — школьная библиотека.

Естественно, что и библиотеки высших учебных заведений вступили на путь инновационного развития в общем контексте реализации новой парадигмы образования. Каким образом идет этот процесс в библиотеках технических университетов России показывает С. А. Сергеева.

Новыми явлениями в библиотечно-информационной теории и практике, возрастающей междисциплинарностью библиотечно-информационных наук обусловлено обогащение терминосистемы отрасли, формирование обновленного библиотечного лексикона. Причем обращение к нему как к предмету анализа позволяет сделать выводы и об изменениях, уже имеющих место в той или иной области библиотечного дела или только там намечающихся. Именно с этой точки зрения читателям сборника будут интересны статьи С. И. Ефремовой и С. Д. Колегаевой, касающиеся соответственно профессионального библиотечно-информационного образования и экономизации библиотечной сферы.

В контексте проблем совершенствования управления последней проблемы экономики делаются все более актуальными, что вполне закономерно в условиях рыночной экономики. И здесь, как один из главных, всегда стоит вопрос: можно ли, и если да, то каким образом, измерить вклад библиотек в общую экономическую «копилку» государства? Здесь пока приходится, к сожалению, опираться лишь на зарубежный опыт, анализируя который Ю. А. Горшков фактически дает на этот вопрос положительный ответ.

В последние годы библиотеки многое делают для повышения правовой культуры своих читателей и местных сообществ в целом. Не менее актуальной при этом остается проблема правовой грамотности самих библиотекарей: ведь будучи соответствующим образом подготовленными они имеют несравненно большие шансы в борьбе за выживание и процветание. Статья О. Ф. Бойковой вводит библиотечных специалистов в курс законодательных актов, относящихся к финансированию публичных библиотек. А это, как известно, самая острая для них проблема. В 2008 г. существенные законодательные новшества появились и в системе обеспечения библиотек обязательным экземпляром документов: к их достоинствам и недостаткам привлекает внимание статья Ю. А. Гриханова.

Уже в конце 1980-х гг. в отечественную профессиональную лексику вошло понятие «библиотечный маркетинг», а все возрастающая маркетинговая ориентация библиотечной деятельности стала важнейшей чертой управления как отраслью в целом, так и отдельными библиотечными учреждениями. Что представляет собой современный библиотечный маркетинг, что могут дать маркетинговые подходы для повышения эффективности библиотечной деятельности — в статье Ю. В. Мешалкиной.

Межбиблиотечный абонемент — наиболее апробированная форма социального партнерства — в последние полтора десятилетия пережил большие изменения в условиях рыночных отношений и внедрения новых информационных технологий. Современные тенденции в этой форме межбиблиотечного взаимодействия под влиянием, прежде всего, указанных выше факторов (особенно последнего) анализирует В. В. Качалина.

Отметим новые черты, все отчетливее проявляющиеся в обзорно-аналитических статьях сборника. Заметно, во-первых, что в поле зрения авторов в большей мере стали попадать материалы, касающиеся не только библиотек России, но также ближнего и дальнего зарубежья; во-вторых, в статьях появляется все большее количество ссылок на различные электронные ресурсы, которые дают, как правило, более оперативную информацию, чем традиционные бумажные издания. И, наконец, отдельные библиотечные проблемы анализируются на более широком общенаучном и социокультурном фоне.

В структуре данного выпуска сборника, в отличие от большинства предыдущих, во втором разделе «Информационные ресурсы. Справочные материалы» вследствие недостатка объема имеется только один подраздел (рубрика) «Библиотечные программы и проекты». Другие, в которых зафиксированы научные исследования по библиотековедению и библиографоведению (в том числе диссертационные), конкурсы, персоналии деятелей библиотечного и книжного дела, читатели смогут увидеть в следующих выпусках данного издания.

Сайт создан при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ
Официальный сайт Российской государственной библиотеки
Новый сайт
Электронная почта
Свидетельство о регистрации средства массовой информации:
Эл № ФС 77-20215 от 13 декабря 2004 года.

При использовании материалов прямая ссылка
на сайт www.rsl.ru обязательна.