Литературный клуб РГБ принял в гостях классика и современника отечественной литературы, Василия Аксёнова
Василий Аксёнов в здании цвета испуганной нимфы...
(Именно так писатель определил цвет особняка, где традиционно проходят творческие встречи Литературного клуба РГБ)
17 ноября Литературный клуб РГБ принимал в гостях классика и современника отечественной литературы, автора знаменитых романов "Новый сладостный стиль", "Вольтерьянцы и вольтерьянки", "Остров Крым", Василия Аксёнова. Застать его в Москве не так-то просто, в основном писатель живёт и работает в Биарице, маленьком французском городке. По словам Аксёнова, работе в этом городе ничто не мешает и не отвлекает. Но после долгого пребывания там, писателя тянет в Москву, и вновь он приезжает в Столицу. Так и кочует в последнее время.
Первый вопрос, заданный Аксёнову, был посвящён началу его творческой деятельности и касался роли семьи писателя в становлении его творчества. Свои упражнения в писательстве Василий Аксёнов относит к временам далёкого детства, когда его преследовал, как сам писатель выразился, "графоманский зуд", и он сочинял поэмы о войне на море. Это было, когда родители писателя находились в лагерях, а сам Аксёнов в то время жил у тётки. Там и упражнялся. Спустя время, когда Василий Аксёнов окончил медицинский институт, литература и писательская деятельность увлекли его серьёзно и уже не отпустили. За время четырёхлетней врачебной практики Аксёнов написал и опубликовал несколько рассказов и окончательно понял, что будет писателем, а не врачом.
Традиционный вопрос, который всегда задают на встречах, связан с современным литературным процессом и определением писателя своего места в нём. Аксёнов ответил на это, что ему грех жаловаться, его действительно читают. Лидерами продаж долгое время были многие его романы, особенно "Москва-ква-ква" и "Вольтерьянцы и вольтерьянки". Но самая важная, по мнению писателя, вещь, написанная им, это "Кесарево свечение".
То, что происходит с литературой сейчас, связано с её коммерциализацией. Роман пишется так, чтобы его можно было выгодно продать, поэтому жанр романа в полном смысле перестаёт существовать. Настоящий роман теперь читать сложно, не всякому это под силу, но если будут читатели, целевая аудитория, роман продолжит жить.
На встрече многие вопросы были посвящены поколению, к которому себя относит Аксёнов. Хронологически Аксёнов может отнести себя к "пятидесятникам", так как начал свою деятельность он в 50-е годы. Но именно в 60-е он примкнул к той плеяде авторов, которые тогда были на слуху, и которые, на самом деле, были так известны и так любимы. Это были настоящие идолы: Евгений Евтушенко, Роберт Рождественский, Бэла Ахмадулина, чуть позже - Булат Окуджава. Если этих людей считать "шестидесятниками", то и Аксёнов тогда "шестидесятник".
Василий Аксёнов один из самых читаемых современных писателей. Но что об этом думает кинематограф, и нет ли у режиссёров планов экранизировать один из его романов? По "Новому сладостному стилю" был написан сценарий, но фильм так и не начали снимать. Попытки экранизировать знаменитый "Остров Крым" у кинематографистов возникали неоднократно: несколько раз с автором делились концепциями относительно постановки, согласовывали сценарий, но только воз и ныне там. Поскольку Василий Аксёнов более двадцати лет прожил в Америке, именно у американцев был свой проект по экранизации "Острова Крым", причём идея о съёмках фильма в Штатах возникла гораздо раньше, чем в России. Однако реализации этого проекта помешало очень досадное и нелепое обстоятельство. Против выступил Дисней, родственник того самого знаменитого Уолта Диснея. А против он был потому, что когда тот прибыл в Москву с официальным визитом, ему не оказали должного приёма, не поселили в гостиницу, кроме того, ещё и погода была скверная, в общем, Дисней остался крайне недоволен и на следующий день уехал в Лондон. Вот так личность повлияла на ход истории. Истории кинематографа, разумеется.
Аксёнов не пишет мемуаров, ведь многие моменты его биографии уже изложены в романах, всё, что пережито писателем, идёт в беллетристику, так зачем же повторяться? Редактор, с которым долгое время работает Василий Аксёнов, Елена Шубина, предложила писателю издать сборник стихов из его романов. Тот, кто читал его книги, знает, что нередко прозаический ритм у Аксёнова уступает место стихотворному. И в заключении Василий Аксёнов прочитал свои стихи о "редкоземельных элементах": "Самарий", "Европий", "Тулий", "Лютеций"…
Текст: Алина Аксёнова ЦОС РГБ
Фото: Дарья Мелёхина ЦОС РГБ