|
Место проведения: Москва, ул. Воздвиженка, 3/5, 3 подъезд, 3 этаж, Голубой выставочный зал РГБ
Время проведения: 5—25 августа 2014 года
Очередная выставка диссертаций из фондов отдела РГБ в Химках на этот раз посвящена живописи. 67 представленных в Голубом выставочном зале работ поверяют гармонию алгеброй: здесь есть увенчавшиеся, в том числе, и докторскими степенями попытки беспристрастного анализа европейского и русского искусства, принадлежащие не только специалистам в области гуманитарных дисциплин. Выставки диссертаций РГБ отличаются от других экспозиций: любую работу можно попросить достать из-под стекла и полистать здесь же, в выставочном зале.
Эпиграфом к выставке ее создатели сделали цитату многогранной личности — художника, скульптора, писателя Ефима Васильевича Честнякова: «Гляди вперед и покажи твои грезы, и по красоте твоих грез ты займешь свое место… Надо, чтобы «грезы искусств» будили в народе и добрые чувства, и добрую деятельность». Творчеству художника посвящена диссертация Галины Негановой «Феномен красоты в духовном наследии Е. Честнякова» (2007). Имя художника не так хорошо знакомо широкой публике, как имена Сандро Боттичелли, Ван Дейка или Василия Сурикова, что не отменяет научных открытий в творчестве последних. Так, в работе Софьи Газаросовны Каплановой «Психологический анализ работы В. И. Сурикова над картиной "Боярыня Морозова"» (Москва, 1950) на основе анализа набросков и эскизов дается подробное описание творческого и психологического процесса создания знаменитой картины.
Всего экспозиция «Живопись как наука» представляет 5 докторских и 62 кандидатских диссертаций. Работы, представленные на выставке — многотомные издания с альбомами приложений. Большая часть диссертаций имеет хронологические рамки написания: 1950—1990 гг., но есть и современные труды.
Пострелова Т. А. Академия живописи Китая в X—XIII веках (Ленинград, 1969).
На выставке есть работы, посвященные отдельным жанрам, например, кандидатская диссертация Тамары Демьяновны Фомичевой «Зарождение бытовой живописи в Венецианском искусстве XVI века» (Ленинград, 1968). В работе на фактических примерах показано, как бытовая живопись возникала в рамках уже существовавших жанров портрета, аллегорических и мифологических картин. Художники с наполняли свои произведения живыми наблюдениями за реальностью, переосмысляли эти жанры, превращали их в бытовую живопись. Подобный метод, включающий анализ многочисленных произведений, используется в целом ряде трудов на выставке.
Ряд работ посвящен творчеству отдельных художников, например, кандидатская диссертация Николая Николаевича Никулина «Некоторые проблемы творчества Питера Брейгеля Старшего». Это двухтомное научное исследование 1954 года с папкой приложений фотографий картин художника. Около половины диссертаций на выставке посвящены и русским художникам – Константину Коровину, Валентину Серову, Алексею Саврасову. Например, работа Раисы Ивановны Власовой «Раннее творчество К. А. Коровина: (Станковая живопись)» (Ленинград, 1950) включает все методы исследования ранних станковых произведений художника. Автором собраны разбросанные по многочисленным частным коллекциям картины, составлен их каталог, изучено большое количество архивных материалов: писем художника, его черновых альбомов и воспоминаний. Более того, Раиса Ивановна лично встречалась и беседовала с современниками Коровина.
Несколько диссертаций развивают региональные темы: например, работа Нины Васильевны Казариновой «Живописцы Пермского края конца XVIII — первой половины XIX века» (Ленинград, 1990) или труд Анны Александровны Савкиной «В. З. Пурыгин и развитие самарской пейзажной живописи 1950—1980-х гг.» (Санкт-Петербург, 2012). Как отмечает автор во вводной статье, сегодня изучение региональной живописи является одним из приоритетных направлений искусствоведения, но тенденции искусства Самары и Поволжья в целом прежде не рассматривались.
Об интересной личности напоминает и диссертация Никаса Леонардовича Подбереского «Опыт применения акварельной живописи в архитектурном проектировании и методике преподавания в архитектурных вузах». Никас Леонардович Подбереский (1874—1953) — архитектор и художник-акварелист, профессор Ленинградского инженерно-строительного института, заведующий кафедрой рисунка и живописи. В Первую мировую войну типография Голике и Вильборг в Петрограде печатала виньетки Подбереского на открытых письмах Петроградского городского комитета, доход от которых шел в пользу солдат и их семей.
Локк К. Э. Живописный портрет как источник антропологической информации (методические аспекты)
(Москва, 2011)
Не совсем обычна диссертация Кристины Эдвиновны Локк «Живописный портрет как источник антропологической информации (методические аспекты)» (Москва, 2011). Ее автор поставил живопись на службу своей науке: при помощи портрета он выявил описательные характеристики социальных слоев населения России XVIII — начала XIX века и разработал оригинальную компьютерную программу BMPtone, позволяющую получать обобщенные портреты.
Суждения о живописи неполны без нее самой — поэтому нынешняя выставка диссертаций стала, пожалуй, и самой красивой. А все, кого ожидаемо посетило вдохновение, могут оставить отзыв не совсем обычным способом — на мольберте.
|
|