Каталог набивных тканей Роберта Форрера
Великолепный подарок искусствоведам, художникам, книговедам подготовило издательство РГБ «Пашков дом»: в серии «Коллекции Российской государственной библиотеки» вышел иллюстрированный «Каталог набивных тканей XIII—XIX веков собрания Роберта Форрера».
Коллекционирование тканей — это, пожалуй, один из очень редких видов собирательства. Поэтому такой интерес представляет уникальное собрание тканей с набойкой швейцарского коллекционера и ученого Роберта Форрера. Эта коллекция поступила в Государственную библиотеку СССР им. В. И. Ленина (ныне Российская государственная библиотека) весной 1946 года в возмещение ущерба, нанесенного русской культуре во время Второй мировой войны. Находится она сейчас в знаменитой комнате-сейфе РГБ. До того времени коллекция, насчитывающая 238 образцов (174 паспарту) тканей XIII—XVII веков, а также тканей XVIII и XIX веков с ручной печатью или набойкой, являлась действующей экспозицией Немецкого музея книги и шрифта (Лейпциг) — своего рода музеем в музее.
Роберт Форрер, доктор филологии, хранитель Археологического музея в Страсбурге, был коллекционером и автором работ, заложивших фундамент научного изучения печати на тканях и целого ряда других искусствоведческих исследований. Он родился в швейцарском городе Майлен 9 января 1866 года, затем переехал в Страсбург, где провел всю жизнь и умер 4 апреля 1947 года. Форрер был археологом, нумизматом, историком искусств. Его труды в области нумизматики не потеряли своей научной значимости и поныне — свидетельство тому их переиздание в 1968 году. Круг его научных интересов был очень широк, Роберт Форрер — автор двух десятков фундаментальных монографий: «История европейской обливной керамики от Средневековья до 1900 г.» (Страсбург, 1901), «История страсбургских древних золотых и серебряных украшений» (Страсбург, 1904), «Древнее баварское искусство» (Эсслинген, 1906) и др. Особое место в этом ряду занимают два издания о набивных тканях. В 1894 году Форрер выпустил монографию «Печать на ткани византийской, романской, готической и последующих эпох», где описал 129 фрагментов набивных тканей, начиная с VI века н. э. В 1898 году вышла вторая монография Роберта Форрера — «Искусство печати на тканях от Средневековья до Французской империи», в которой рассмотрена история набойки на ткани в европейских странах, включая Россию.
В 1920-е годы большую часть своего собрания древних набивных тканей ручной печати и тканей, имеющих композиции ксилографической печати, Роберт Форрер продал в Немецкий национальный музей (Нюрнберг), треть своей коллекции — в Немецкий музей книги и шрифта (Лейпциг). Экспонаты в Лейпциге составили два раздела музея: «Набивные ткани малоформатного рисунка» (здесь находились образцы различных тканей XIII—XIX веков) и «Искусство печати на тканях» (тут были собраны и ткани с крупноформатными ксилографиями, и композиционные гравюры, и картины, выполненные в технике ксилографии на шелке, атласе, бархате XV—XIX веков). Эта экспозиция, включающая образцы тканей разных стран, представляла собой немалый интерес для изучения истории печати на ткани, охватывая период с XIII по XIX век. Она свидетельствовала о широком распространении набивных тканей в Западной Европе в Средние века. В собрании представлены набивные ткани из Германии, Франции, Швейцарии, Италии, Англии, Голландии, Бельгии, Японии и с острова Самоа.
В изданном «Каталоге набивных тканей XIII—XIX веков собрания Роберта Форрера» кроме описания образцов впервые дается расшифровка символики в сюжетах. Каталог содержит указатели материалов, техники набойки. Для удобства читателей дан краткий терминологический словарь. Книгу предваряет вступительная статья составителя каталога доктора исторических наук Т. А. Долгодровой.
«Каталог набивных тканей XIII—XIX веков собрания Роберта Форрера», как и другие книжные новинки, можно заказать или приобрести в издательстве РГБ «Пашков дом». Цена каталога — 400 руб.
Подписи к иллюстрациям
А 47.
Пробная печать. Два образца светло-голубой и многоцветной печати на тёмно-синем фоне — оригинальная печать на бумаге. Германия, Кассель. Около 1775—1790 гг. Образец печати по ткане, предположительно, в стиле Людовика XVI. Ткань для одежды.
А 51.
Пробная печать. Образец белой печати на чёрном фоне — оригинальная печать на бумаге. Предположительно, Германия, Кассель. Конец XVIII — начало XIX в. Предположительно, образец печати на ткани для носков или головных платков.
А 52.
Пробная печать. Образец белой-голубой печати на чёрном фоне — оригинальная печать на бумаге. Вероятно, Германия, Кассель. Начало XIX в. Предположительно, образец печати на ткани для носовых или головных платков.
А 54.
Многоцветная печать по ситцу на белом фоне. Германия, Кассель. Последняя треть XVIII в. Набойка для мебельного или обойного ситца.
А 61.
Образец многоцветной печати по ситцу в стиле «oriental» (восточном). Швейцария. XIX в. После Египетской энциклопедии Наполеона Бонапарта восточные мотивы использовались в швейцарских набойках для эскпорта ткани на Восток. Предположительно, образец печати на ткани для головных или носовых платков.
А 59.
Образец красно-коричневой печати по ситцу в стиле «oriental» (восточном). Швейцария. XIX в. Предположительно, образец печати на ткани для головных платков или скатертей.
А 62.
Образец двухцветной печати по ситцу в стиле «oriental» (восточном). Швейцария. XIX в. Предположительно, образец для печати на ткани для головных платков и скатертей.
А 60.
Образец красно-коричневой-серой печати по ситцу в стиле «oriental» (восточном). Швейцария. XIX в. Предположительно, образец печати на ткани для головных платков или скатертей.
B 21.
Красная печать по белому ситцу. Предположительно, Германия. Вероятно, I четверть XIX в.
Иконография: Ткань в стиле ампир. Набойка с аллегорическим изображением — это фигурка путти, сидящего на лебеде (атрибут Венеры) и управляющего им с помощью уздечки. Лебедь плавает в пруду, который питает источник в виде тумбы с регулируемым краном. На эту тумбу садится бабочка. Пруд обрамляет огромная гирлянда цветов. Здесь видны аллюзии амурного толка.
Предположительно, особый ситец для обивки мебели или ситцевые обои.
B 9.
Одноцветная зеленовато-голубая печать по неотбеленному ситцу, т. н. гризайль или camaieu. Париж, Жуи-ан-Жоза. Ткань «Toile de Jouy» произведена мануфактурой Кристофа-Филиппа Оберкампфа (Christophe-Philipp Oberkampf) работы Ж.-Б. Юэ. (J.-B. Huet). Конец XVIII в.
Иконография: Набойка с пастролями. Сценки из сельской жизни — прекрасные пастушки в окружении коз, кур и кроликов; пейзаж с водяной мельницей; сценки рыбной ловли, где рыбаки — дамы; сюжет со всадниками, едущими вдвоём на одной лошади и др. На изображении пары кроликов сделан особый акцент, что предполагает назидательное прочтение этого образа, являющимся хорошо известным еще со Средневековья символом быстротечности времени.
Предположительно, использовался в качестве ситцевых обоев, для драпировок или штор.
B 8.
Одноцветная коричнево-лиловая печать по неотбеленному ситцу, т. н. гризайль или camaieu. Париж, Жуи-ан-Жоза. Ткань «Toile de Jouy» произведена мануфактурой Кристофа-Филиппа Оберкампфа (Christophe-Philipp Oberkampf). Около 1810 г.
Иконография: Набойка в стиле «chinoiserie» (китайском). Использованы сюжеты с изображением китайской архитекутры; воинов, охраняющих дворец; китайской сельской семьи; сценок катания на лодках, где вёслами управляют с помощью ног, переноски овощей и т. д. Все персонажи в национальных китайских костюмах. Сюжеты даны на фоне орнамента «рыбья чешуя».
Использовалась для обивки мебели.
B 25.
Лиловая печать по белому ситцу, т. н. гризайль. В правом нижнем углу — подписи художника Энри Фельдраппе (Feldrappe). По рисунку Фельдтраппе гравировал Бернер Трахтенбилдер (Berner Trachtenbilder). Германия, Эльзас. Вероятно, конец XIX в.
Иконография: Образец стиля эклектики — т.н. неоклассицизм. Набойка с изображением четырёх бытовых сценок с надписями: «Les amours Suisse» («Швейцарские любовники»), «Declaration d’amour» («Объяснение в любви»), «Dejeuner de la veille des noces» («Завтрак накануне свадьбы»), «La femme de menage» («Женщина за домашней работой»).
Предположительно, обойный ситец для обивки мебели или ситцевые обои.
B 56.
Трёхцветная (красная, чёрная, голубая) печать по белому ситцу. Франция, Париж. Начало XIX в. Ситцевые обои или ткань для одежды.
B 39.
Многоцветная (красная, синяя, лиловая, коричневая) печать по неотбеленному ситцу — «суровому» льну. Работа Иоганна Генриха фон Шюле (Joh. Heinrich von Schule). Германия, Аугсбург. II половина XVIII в. Предположительно, ткань для одежды или обои из льна.
B 62.
Два образца пробной печати на одном куске шёлка желтоватого цвета: 1) двухцветная набойка — чёрная и кремовая; 2) многоцветная печать — чёрная, фиолетовая, зелёная, бордовая. В узоре ткани чувствуется влияние стиля «oriental» (восточный). Предположительно, это ткань, выпускающаяся на экспорт для восточных стран. Вероятно, Швейцария. Приблизительно, середина XIX в. Вероятно, образцы ткани для одежды.
B 63.
Два образца пробной печати на одном куске шёлка желтоватого цвета: 1) многоцветная (чёрная, голубая, зелёная, розовая, жёлтая) набойка; 2) многоцветная (чёрная, кремовая, зелёная, фиолетовая) набойка. В узоре ткани чувствуется влияние стиля «oriental». Предположительно, это ткань, выпускавшаяся на экспорт для восточных стран. Вероятно, Швейцария. Приблизительно, середина XIX в. Вероятно, образцы ткани для одежды.
B 66.
Двухцветная (красная и бежевая) печать по неотбеленному льну. Вероятно, Германия. Середина XIX в. Обойный, мебельный или декоративный ситец.
29.04.2010