Дети знакомятся с Библиотекой
Подошел к завершению первый этап программы «Управление знаниями», которая должна помочь школьникам cориентироваться в огромном мире информации, дать принципиально иной подход к знаниям — научить анализировать, мыслить логически, связно и грамотно. Трехмесячный эксперимент прошел на базе Московской средней школы № 1209 с углубленным изучением английского языка.
Проект проводится Международным бюро «Деловая культура» и Российской государственной библиотекой. Его организаторы, учитывая юный возраст участников занятий, специально разработали цикл лекций и экскурсий по фондам и коллекциям Библиотеки, во время которых школьников познакомили с историей книги и ее ролью в современном мире информации, значении библиотек, как источника знаний, показали Дом Пашкова, читальные залы и святая святых Библиотеки — книгохранение.
Знакомство с коллекциями фонда основного хранения, нотно-музыкального отдела, отдела картографии потрясло воображение школьников разнообразием материалов, хранящихся в фондах Библиотеки. Уже на первой экскурсии разрушился стереотип о том, что библиотека — это скучно и уныло.
Восторг вызвало у ребят и посещение отдела рукописей, где им показали уникальные редкие и ценные документы. Каждый ребенок имел возможность выступить в роли ученого-исследователя и применить свои познания в иностранных языках: перевести текст с древнегреческого, попробовать перевести на русский язык традиционное китайское стихотворение. Это задание оказалось особенно интересным, так как кроме английского языка в школе № 1209 изучают еще и китайский.
В отделе изоизданий ребята стремились сделать как можно больше фотографий — не только для того, чтобы поделиться своими впечатлениями с родственниками и друзьями, но и чтобы попробовать превзойти гений того или иного художника.
Осознавая роль информационных технологий в жизни современной молодежи, организаторы проекта посветили отдельный блок лекциям «Информационные технологии и безопасность». Были приглашены специалисты, которые помогли детям разобраться в том, как не потеряться в огромном мире сети Интернет, как создается и работает электронная библиотека, электронный каталог РГБ, познакомили с эффективными техниками получения, систематизации и предоставления информации. Ведь уже сегодня школьники должны уметь разобраться, как воспользоваться безмерными богатствами Библиотеки, чтобы подготовленными войти в информационное общество. Именно это может сделать книжное знание доступным любому человеку вне зависимости от того, где он живет — в большом городе или маленьком поселке.
Сейчас ознакомительные лекции и экскурсии по фондам подходят к концу, в течение трех месяцев ребята кропотливо собирали информацию — смотрели, слушали, записывали, фотографировали. У них начинается последний этап программы — школьникам было предложено поделиться своими впечатлениями, но не просто пересказать или написать на бумаге, а сделать это в виде информационного продукта — создать личный блог или коллективный портал в Интернете. Задача сложная, но, вместе со специалистами создавая виртуальную экскурсию, ребята научатся синтезировать знания и выражать свои мысли.
Своими впечатлениями делится Мария Ерофеева, ученица 6 класса: «Нам очень понравилось, особенно в отделе рукописей. Нам рассказывали о китайских рукописях. А мы учим китайский язык, нам было интересно посмотреть на рукописи и иллюстрации. Также незабываемым приключением стала экскурсия по Библиотеке. Наш экскурсовод Ольга Михайловна провела нас по самым интересным и тайным местам. Позже мы были даже в хранении».
«Очень интересна реакция детей, сходив на экскурсию в пятницу, они приходят в понедельник в школу и всю неделю на переменках обсуждают, что было, гадают, что же интересное расскажут им в Библиотеке в конце недели», — комментирует Варвара, преподаватель истории Отечества школы № 1209.
Организаторы программы очень довольны полученными результатами. Восторженные отклики учеников, преподавателей школы № 1209 и сотрудников Библиотеки дают основания предполагать, что с началом нового учебного года в этом проекте появятся новые участники.
Фото: Мария Колосова
22.04.2010