РГБ в СМИ: обзор публикаций за январь 2013 года
Долгожданный демонтаж рекламы фирмы «Самсунг» с крыши хранилища на Воздвиженке, слухи о возникновении там смотровой площадки и скандальный вердикт вашингтонского суда по поводу судьбы библиотеки Шнеерсона — таким запомнится январь не только сотрудникам Российской государственной библиотеки, но всем, кто следит за новостями в российских и зарубежных СМИ.
Демонтаж и прогулки по крыше
Процесс демонтажа рекламы «Самсунг» с крыши библиотеки запечатлели операторы телеканалов «Культура» и «Первого канала». «Демонтаж надписи с крыши библиотеки имени Ленина — почти исторический момент. С горизонта уходит одна из самых крупных конструкций в городе. И через месяц, как обещают чиновники, в историческом центре вообще не будет рекламы», — сообщает корреспондент «Первого канала». Рекламная конструкция на крыше РГБ была установлена в 1999 году и являлась одной из крупнейших в городе — ее площадь превышала 460 кв. метров. Демонтаж происходит в соответствии с программой упорядочения размещения рекламы на территории города, которую правительство Москвы начало еще в 2011 году. Цель программы — восстановить привычные городские панорамы, особенно в центре города, что предполагает демонтаж конструкций, нарушающих естественное восприятие городской архитектуры. Общеизвестно, что крышная реклама «Самсунг» на здании РГБ искажала городские панорамы. «Срок действия разрешительной документации на данную конструкцию истек в августе прошлого года, и новая разрешительная документация не может быть оформлена», — рассказал РИА «Новости» пресс-секретарь столичного департамента СМИ и рекламы Владимир Яковлев.
Одновременно с новостью о демонтаже рекламной конструкции в СМИ появились противоречивые сообщения о возможном размещении на крыше хранилища РГБ смотровой площадки. «Кровля РГБ вошла в список одиннадцати основных смотровых площадок, подготовленный комитетом по туризму Москвы. Федеральная служба охраны РФ (ФСО) не против, чтобы на крышу библиотеки взбирались туристы. Правда, как пояснил официальный представитель ФСО Сергей Девятов, место отдыха имеет смысл организовать не на здании национального книгохранилища, где была реклама Samsung, а на верхней балюстраде Дома Пашкова — соседнего исторического здания, также принадлежащего РГБ», — пишут «Известия». Эта же новость со ссылкой на «Известия» появилась на сайте агентства «Интерфакс». Газета «Вечерняя Москва» советует внимательно отнестись к этому проекту: «Заведующий кафедрой дизайна архитектурной среды Московского архитектурного института Андрей Ефимов считает, что открытие новых панорамных точек — хорошая идея, но она требует тщательной проработки. "Москва далеко не Париж, с точки зрения архитектуры, у нее сложная и запутанная структура. Есть такие точки, как промышленные зоны, которые с панорамы будут иметь неприглядный вид. Я думаю, чтобы эта идея стала реальностью, надо тщательно продумать и проработать какие именно будут точки, чтобы не захватывался взглядом вид старые промышленные зоны"».
Коллекция преткновения
Максимальное число откликов в СМИ собрал новый виток диалогов о библиотеке Шнеерсона — собрании книг и рукописей раввинов Шнеерсонов, лидеров любавичского движения хасидизма, возникшего на территории Российской империи, и частично хранящегося в Центре восточной литературы РГБ. Суд округа Колумбия (США) 16 января 2013 года в одностороннем порядке постановил, что российское правительство обязано выплачивать по $ 50 тысяч ежедневно до даты возврата коллекции американским хасидам. На следующий день после этого в РГБ состоялась пресс-конференция, на которой генеральный директор РГБ Александр Вислый ответил на вопросы журналистов. Кроме того, пресса посетила хранилище с коллекцией Шнеерсона в Центре восточной литературы и пообщалась с заведующей отделом Мариной Меланьиной. Вечером того же дня все ведущие российские телеканалы предложили вниманию зрителей репортажи и аналитические обзоры из РГБ.
«Температура +18 °С, все время поддерживается один и тот же влажностный режим, — говорит заведующая Центром восточной литературы Марина Меланьина. Температурный режим, а вместе с ним и градус российско-американского культурного диалога грозит нарушить очередное скандальное решение суда американского округа Колумбия», — рассказывает корреспондент «Вестей». Марину Меланьину цитирует и американская газета The New York Times: «Больше всего этими книгами интересуются туристы, мы принимаем экскурсии не только из России, но из Америки, Израиля, недавно были из Австралии. Среди читателей спрос на эти книги невелик». Телеканал «ТВ Центр», в частности, цитирует министра культуры РФ Владимира Мединского: «Это был, лично на мой взгляд, такой странный русофобский спектакль… Представьте, что в этой же логике у нас сейчас Хамовнический суд начнет рассматривать стоимость Аляски: все ли там нормально с правовой точки зрения?». «Культурологическим детективом» назвал телеканал «НТВ» споры вокруг коллекции и предложил вниманию публики большой сюжет не только из библиотеки, но и комментарии экспертов из Министерства культуры РФ, Федерации еврейских общин России, экспертами из Израиля и США. В том же духе рассказывает о коллекции и статья «Невероятные приключения библиотеки Шнеерсона», опубликованная в газете «Ведомости».
Если и будет принято маловероятное решение о передаче коллекции, то ее следует отдать российским хасидам, которые имеют на нее больше прав, чем американцы, считает генеральный директор Российской государственной библиотеки Александр Вислый, сообщают «Известия». Ицхак Коган, руководитель объединения хасидов СНГ «Хабад», посланник Любавичского Ребе в России и раввин синагоги на Большой Бронной, подтвердил «Известиям», что хасиды России считают наследниками коллекции Шнеерсона только самих себя.
«Книги из этой коллекции, которые хранятся у нас, никогда не покидали территорию Российской империи, — цитирует Александра Вислого русская служба информационного агентства BBC. — До тех пор пока они хранятся в Российской государственной библиотеке, каждый гражданин мира имеет возможность приехать и стать нашим читателем, прийти и свободно почитать эти книги. Если коллекция перейдет в частную собственность, тут же возможность, что каждый гражданин мира может с ней ознакомиться, теряется. И это главное, с моей точки зрения».
«Пусть хасиды сами возвращаются в Россию»
Юристы уверены, что библиотека Шнеерсона не покинет Россию, несмотря на любые решения американской Фемиды. Адвокат Александр Добровинский назвал «Известиям» вердикт американского суда сенсацией одного дня: «Думаю, что проблема будет решена очень скоро, в течение 2—3 недель, — сказал Добровинский. — Вероятно, решающую роль в урегулировании конфликта сыграет главный раввин России Берл Лазар, чей авторитет в мире очень высок».
Давний защитник коллекции, спецпредставитель Президента РФ по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой рассказал в интервью газете «Московский комсомолец» о законе об особо ценных объектах, к числу которых относится и РГБ, в соответствии с которым ее коллекции являются неделимыми: «Почему судебные решения о собственности Российской Федерации должны приниматься в американских или гаагских судах? На каком основании? Здесь нет никакой логики. Это нарушение суверенитета страны. К вам приходят домой какие-то люди и говорят: "Мы будем разбираться по вашему имуществу: тут моя бабушка когда-то подарила вашей бабушке розетку“. И как вы отреагируете?». Искренне возмущается в интервью еженедельнику «Собеседник» и адвокат Михаил Барщевский: «Мне абсолютно непонятно, почему американская Фемида посчитала себя вправе рассматривать иск, когда там целых три очень серьезных нарушения. Первое. Речь идет о суверенном государстве. Второе. Иск подан в отношении имущества, которое никогда не было на территории США. И, наконец, третье — нет надлежащего истца: у американской общины прав на эти рукописи никаких. Не больше, чем, скажем, у буддийских монахов».
Вице-президент Конгресса еврейских организаций и объединений России раввин Зиновий Коган в коментарии газете «Коммерсант» отметил: «Библиотека — собственность России, общемировое достояние. Она должна остаться в России. А если США хочет получить библиотеку, то они должны заплатить $ 50 тысяч плюс $ 1 за каждый день хранения библиотеки, за то, что наши солдаты спасли ее от фашистов. И вообще, пусть лучше хасиды сами возвращаются в Россию».
Весьма четко обрисовал ситуацию с коллекцией в большом интервью еженедельнику «Аргументы и факты» бывший директор РГБ Игорь Филиппов: «Впервые хасиды появились в Ленинке в 1989 году, искали свои книги. То, что они находятся там, не было секретом, еще году в 1934 году был выпущен библиографический справочник, в котором было указано, где находятся национализированные библиотеки. Но, возможно, люди из Хабада об этом не знали, и раввин Кунин и иже с ним вбили себе в голову, что их книги составляют гораздо больший круг. Они претендовали тогда и претендуют сейчас на 12 тысяч книг и примерно 400 рукописей, хотя некоторые из этих книг явно не из коллекции Шнеерсона, это документально доказано. Хабад пытался и пытается захватить не только то, что принадлежало семье Шнеерсонов, а массу других книг, которые происходят, например, из фондов Русской православной церкви или из фондов караимской общины в Евпатории».
30.01.2013