|
Где: Москва, ул. Воздвиженка, 3/5, корп. 1, Российская государственная библиотека, Дом Пашкова, концертный зал отдела нотных изданий и звукозаписей РГБ
Когда: 16—20 ноября 2015 года
С 16 по 20 ноября 2015 года в концертном зале отдела нотных изданий и звукозаписей РГБ прошла специализированная выставка «Музыкальная аллея». Там можно было познакомиться с наиболее интересными изданиями нот, книг по музыке и грампластинкам, которые поступили в библиотеку в 2014—2015 годах. Кроме того, в программу выставки были включены лекции-обзоры старых шеллаковых пластинок и современных дисков, дореволюционных изданий детской музыки и советских песен, программок музыкальных спектаклей и буклетов.
Каждая лекция сопровождалась экспозицией на заявленную тему: все документы из фондов отдела можно было читать и рассматривать. Это принципиально новый формат раскрытия фондов, который решили опробовать в отделе нотно-музыкальных изданий РГБ. Эксперимент удался, и возможно, в Доме Пашкова еще не один раз будут знакомить читателей с сокровищами музыкальной культуры подобным образом.
Например, лекция «Художественное оформление нотных изданий конца XIX и XX веков» показала, как на протяжении столетия в нотопечатании отразилась смена художественных течений: от русского стиля и модерна до графики соцреализма. Все представленные ноты объединяет стремление художников создать созвучное музыкальному содержанию оформление. На лекции можно было полистать нотные издания, оформленные выдающимися мастерами: Иваном Билибиным, Львом Бакстом, Евгением Лансере, Еленой Самокиш-Судковской. И узнать много интересного о судьбе и творчестве Виктора Симова, Василия Масютина, Клавдия Лебедева и многих других художников — не таких широко известных сегодня, но оставивших нам замечательные образцы искусства оформления музыки.
Лекция «От „Пишущего амура“ до СD» дает ясную картину истории развития отечественной звукозаписывающей отрасли. Здесь можно было послушать и увидеть редкие образцы старых шеллаковых пластинок начала ХХ века, записанных на фирме «Граммофон» («Пишущий Амур», «Голос его хозяина»); грампластинки первой трети ХХ века, на которых помещены портреты знаменитых исполнителей — Клавдии Шульженко, Сергея Лемешева. История звукозаписи в России полна любопытных фактов: так, мало кто знает, что в советское время до 1950-х годов подход к конвертам для пластинок был весьма утилитарным — на них публиковали рекламу шляп, витаминов, мыла, услуг Сберегательного банка. И только после участия в международных выставках отечественные изготовители пластинок задумались о художественном оформлении конвертов. Интересно было увидеть и необычные коробки, чемоданчики, предохранявшие хрупкие шеллаковые пластинки от повреждения. И услышать старую запись с шеллака — «Песню о блохе» Модеста Мусоргского в исполнении Фёдора Шаляпина.
Лекция «Детская музыка в дореволюционных изданиях» воскрешает память о семейных уроках музыки — специально для «добрых матерей, которые намерены сами учить своих детей первым началам фортепианной игры», выпускались многочисленные сборники музыкальных произведений. Это красочно оформленные клавиры, фортепианные и вокальные сборники, музыкально-педагогическая литература — издания середины XIX — начала ХХ века, когда в эпоху расцвета русской музыкальной культуры были созданы произведения, на которых выросло (и продолжает воспитываться) не одно поколение. Самые известные композиторы того времени — Пётр Чайковский, Владимир Ребиков, Цезарь Кюи, Александр Гречанинов, Анатолий Лядов — творили специально для детей. Особое внимание к детскому музыкальному образованию отражено и в оформлении нот, их выпускали самые крупные издатели — Пётр Юргенсон, Матвей Бернард, Александр Гутхейль, Юлий Циммерман, а оформляли известнейшие художники.
Лекция «Музыкальные программки и буклеты» рассказала о собрании программок концертов, музыкальных спектаклей, буклетов различных конкурсов и фестивалей. Коллекция, хранящаяся в отделе нотных изданий и звукозаписей РГБ, охватывает период с 1866 года по настоящее время. Этот фонд постоянно пополняется, главным образом, благодаря дарам читателей; кое-что покупается, особенно экземпляры с автографами известных музыкантов. Коллекция демонстрирует бесконечно интересное множество форм переплетения музыкального жанра с художественным. И является еще одним украшением фондов нотно-музыкального отдела и библиотеки в целом.
|
|