Место проведения: Москва, РГБ, зал заседаний
Время проведения: 22 марта 2013 года
С видеозаписью выступлений можно познакомиться в блоге РГБ «Читательская гостиная»: часть 1, часть 2.
Фоторепортаж с конференции «Династия Романовых в истории государства российского»
22 марта 2013 года в зале заседаний Российской государственной библиотеки прошла научная конференция «Династия Романовых в истории государства российского», организованная РГБ и Московским дворянским собранием. На встрече присутствовали почетные гости — предводитель Российского дворянского собрания Григорий Гагарин, председатель Союза дворян (Париж) Кирилл Киселевский, князь Дмитрий Шаховской, профессор русской истории (Париж). Ведущие историки и философы, авторы книг, сотрудники РГБ представили свое видение 300-летнего правления царской династии.
Член совета Союза русских дворян (Париж) граф Сергей Алексеевич
Капнист, председатель Союза русских дворян Кирилл
Владимирович Киселевский |
Предвыборная кампания 1613 года
Значимое мероприятие открыла заместитель генерального директора РГБ по научной и издательской деятельности Людмила Тихонова, выразившая уверенность в том, что эта встреча будет плодотворной. В своем вступительном слове сопредседатель конференции, предводитель Московского дворянского собрания Олег Щербачев отметил:
— История нашего Отечества вобрала в себя множество отдельных семейных историй. Мои предки тоже становились участниками значительных событий. Так, один из них ставил подпись от лица жителей Козельска под знаменитой Уложенной грамотой. Очень важно, что тогда, в январе 1613 года, царя выбирали представители разных земель и разных сословий.
В докладе «Избрание на царство Михаила Романова и преодоление Смуты» тему продолжил кандидат исторических наук Борис Морозов. Обращаясь непосредственно к тексту грамоты, он указал на то, что она имеет непреходящую ценность не только как исторический документ, но и как литературный памятник. Официальная бумага публицистична по стилю. Написанная ярко и образно, она содержит, в частности, пожелание чтобы страна «аки солнце сияла и во все стороны ширилась», чтоб все благоденствовали и не было ни пролитой крови, ни войн. Перед нами наглядный пример того, как формировалось государственное самосознание русских людей.
Особое внимание Борис Морозов обратил на «Повесть о Земском соборе 1613 года» — находку, которая в свое время произвела в научном мире настоящую сенсацию. Честь открытия этого небольшого текста принадлежит профессору А. Л. Станиславскому (1939—1990) — автору новой концепции русской Смуты. В «Повести...» фактически дано описание предвыборной кампании, апробированных в дальнейшем технологий, заигрывания с «электоратом». Так, Трубецкой, один из восьми претендентов на престол, накрывал столы и щедро угощал казаков, однако те на решающем этапе его не поддержали, более того, во многом определили победу соперника — 16-летнего Михаила Федоровича Романова.
Согласно преданию, сына на царство инокиня Марфа благословила Федоровской иконой Божией Матери. О судьбе святыни дома Романовых дала подробную информацию кандидат исторических наук, сотрудник отдела рукописей РГБ Ольга Радеева («Легенда о Федоровской иконе Божией Матери»).
Птицы в клетках, девицы в теремах
Докладчики не ограничивались общеизвестными фактами. Не самому изученному периоду в правлении Петра Великого было посвящено блестящее выступление доктора исторических наук Игоря Кукурукина, много работающего в архивах («Петр I на Каспии. Планы и реальность»). В нем продемонстрировано, каким безошибочным умением распознавать долгосрочные перспективы обладал император и с какой легкостью ради достижения политических и экономических целей он шел на человеческие потери...
В неожиданном контексте к этой великой личности обратился исследователь истории русского дворянства Евгений Пчелов («Династическая политика Романовых в первой половине XVIII века»). Он рассказал о том, что Петр I стал инициатором матримониальной реформы. До него русские царевны не могли выходить замуж ни за мужчин, ниже их по статусу, ни за иностранных принцев. Ведь последние должны были бы принимать православие и переезжать на постоянное место жительства в Россию. Охотников не находилось. Как не вспомнить поговорку: «Птицы в клетках, девицы в теремах». Бытует мнение, что потенциальные невесты все, как одна, принимали постриг. Нет, просто старились безмужними и бездетными. Разумеется, император не столько по-человечески сочувствовал им, сколько стремился преодолеть изоляцию и войти в семью европейских правителей, получая при этом соответствующие привилегии. Он в корне преобразовал династическую политику. Вероисповедание уже не было непреодолимой преградой. Отныне девушка царского рода, оставаясь православной, могла уехать за границу к супругу. Международные браки между членами правящих династий стали абсолютной нормой.
От близкого знакомства они выигрывают
Романовы, о которых шла речь на конференции, практически лишены тех отрицательных характеристик, которыми изобиловали учебники истории советской эпохи. Невольное объяснение этому находишь в названии доклада кандидата исторических наук Ольги Елисеевой «От близкого знакомства они выигрывают. Изменение представлений об эпохе Екатерины II в современной науке». Обилие источников, доступных архивных данных дают возможность более объективно воссоздавать картину жизни тех, чьи имена стали достоянием истории. И к тому же, совсем не любя и не понимая своего героя, сложно годами заниматься исследованием превратностей его судьбы.
|
Кандидат философских наук Олег Иванов полемизировал с распространенным мнением, что Екатерина Великая повинна в смерти мужа («Образ Петра III в "Записках Екатерины II"»). Кандидат исторических наук Дмитрий Олейников сообщил, как тяжело Николаю I далось решение о казни декабристов. («"Разойдется ли шинельное небо над николаевской Россией?": образ эпохи Николая I в отечественной историографии»). И привел еще немало неожиданных сведений о том, кого долгие годы называли не иначе как Николаем Палкиным.
Иван Дронов аргументировал, почему Александр III после своего воцарения взял совершенно иной курс, чем его отец («Император Александр III в русской истории»). Царь-освободитель, принявший целый ряд либеральных реформ и обеспечивший качественный рывок в промышленном развитии страны. Что, сын оказался таким упертым консерватором? Историк выступил с фактами в руках, касающихся, например, убыточной для государства сети железных дорог, отданных в распоряжение частного капитала. По его мнению, Россия стояла на пороге банкротства. И Александр III вывел страну из этой ситуации, начав, кстати, с национализации железных дорог. Сопредседатель конференции, доктор филологических наук Татьяна Миронова предложила вниманию присутствовавших доклад «Отречение императора Николая II от престола: факты и мифы». Очень эмоциональный рассказ о его трагическом одиночестве и предательстве тех, кто присягал на верность.
Симптоматично, что последним прозвучал доклад доктора философских наук Анастасии Гачевой «Философия русского самодержавия XVIII века». В качестве лейтмотива она процитировала мыслителя, «идеального библиотекаря» Николая Федорова, с позиций христианской морали сформулировавшего идею справедливой монархии: «Не царь для народа, не народ для царя, а царь вместе с народом».
С видеозаписью выступлений можно познакомиться в блоге РГБ «Читательская гостиная»: часть 1, часть 2.