Место проведения: Москва, Кремль, Выставочный зал Успенской звонницы, Патриарший дворец Московского Кремля
Время проведения: 27 сентября 2013 года — 22 января 2014 года
Фоторепортаж с выставки в Кремле
До 22 января 2014 года в Московском Кремле проходит выставка «Венчания на царство и коронации в Московском Кремле». Среди экспонатов два ценных документа из отдела рукописей РГБ: Грамота константинопольского патриарха Иоасафа II и собора Православной восточной церкви об утверждении за Иваном IV царского титула и Утвержденная грамота Земская собора 1598 года об избрании на царство Бориса Федоровича Годунова. Интересно, что некоторые части экспозиции восстанавливались по фотографиям, которые предоставил на выставку отдел изоизданий РГБ.
Венчания на царство
Выставка, посвященная венчаниям на царство и коронациям российских государей — масштабный проект Музеев Московского Кремля, впервые представляющих свою важнейшую коллекцию — бесценные реликвии, связанные с торжественным церемониалом возведения на престол российских государей. Именно эти экспонаты лежат в основе кремлевского музейного собрания, определяя его исключительную духовную и историческую ценность.
Выставка охватывает четыре столетия, затрагивая тот период отечественной истории, когда российские правители приняли царский, а затем императорский титул. Экспозиция делится на два раздела: первый посвящен венчаниям на царство в XVI—XVII вв., второй — коронациям XVIII—XIX вв. Выставка позволяет получить полное представление о каждом из этапов этого торжественного церемониала, раскрывая их символическое значение. В трех залах разместились около четырехсот экспонатов — от государственных регалий до архивных документов, гравюр и фотографий, позволяющих воссоздать величественную атмосферу коронационных празднеств в России и проследить эволюцию ритуала возведения на престол. Многие из экспонатов впервые предстали перед зрителем. Центральное место среди них занимает Акт о престолонаследии, который император Павел I публично огласил во время своей коронации и собственноручно положил в серебряный ларец «для хранения на престоле Успенского собора». Долгое время документ был известен только в копиях, пока в ходе архивных изысканий в процессе подготовки выставки не обнаружился драгоценный подлинник.
|
Обряд венчания на царство являлся главной государственной церемонией и состоял из нескольких следовавших друг за другом этапов, самые важные из которых происходили в Успенском соборе Московского Кремля. Кульминационным моментом всего действа было возложение регалий на будущего царя, благодаря чему он из претендента на престол превращался в законного властителя. На выставке демонстрируется полный комплекс государственных регалий, сформировавшийся в конце XVI века и использовавшийся на протяжении всего XVII столетия, это — Крест Животворящего Древа, бармы, Шапка Мономаха, цепь, скипетр и держава. Зрители увидят и другие атрибуты власти: трон Бориса Годунова и парадное царское одеяние — платно Петра Алексеевича. За возложением регалий следовали миропомазание и причащение новопоставленного государя — таким образом, его власть обретала священный характер. В качестве документальных свидетельств допетровской эпохи — два экспоната из РГБ: Грамота константинопольского патриарха Иоасафа II и собора Православной восточной церкви об утверждении за Иваном IV царского титула (декабрь, 1560) и 800-страничная Утвержденная грамота Земская собора 1598 года об избрании на царство Бориса Федоровича Годунова — из Разрядной книги 1478—1623 гг. (январь — февраль 1599 года).
Эпилогом первого раздела экспозиции и своеобразным прологом ее второй части являются мемориальные предметы, связанные с именем последнего русского царя и первого российского императора Петра I: Шапка Мономаха так называемого «второго наряда», использованная во время его венчания на царство, и принадлежавший ему драгоценный наперсный крест.
Коронации в Москве
Во втором разделе выставки, посвященном одиннадцати имперским коронациям XVIII—XIX веков, особое внимание уделено государственным регалиям, сменившим древние царские инсигнии после принятия царем Петром Алексеевичем титула императора и превращения России в империю. Новый комплекс символов власти, в который из прежнего вошли скипетр и держава, формировался на протяжении XVIII столетия и включил в себя императорские корону и мантию (с 1724 г.), знак и цепь высшего российского ордена Святого Андрея Первозванного (с 1730 г.), Государственные меч, знамя и печать (с 1742 г.).
|
Центральное место на выставке заняли облачения монархов, а также предметы пышного убранства торжеств. Посетители могут увидеть роскошные коронационные платья императриц Екатерины I, Александры Федоровны (супруги императора Николая I) и Марии Федоровны (супруги императора Александра III), а также коронационные костюмы всех без исключения российских императоров от Петра I до Николая II. В состав экспозиции включены императорские мантии и гигантские балдахины, предназначенные для коронационной процессии и украшения тронного места в Успенском соборе.
На выставке представлены 12 фотографий и рисунков из фонда отдела изоизданий РГБ, в основном, посвященные эпизодам коронаций Александра III и Николая II: например, «Внутренний вид Успенского собора» (14 мая 1883 года), «Шествие Государя Императора Николая II после Коронования из Успенского собора» (14 мая 1896 года). Интересно, что фотография «Императорские регалии в Андреевском зале Большого Кремлевского дворца» (1896) помогла сотрудникам Музеев Московского Кремля сформировать одну из витрин экспозиции.
Интересны также костюмы гербовых герольдов, драгоценные жезлы церемониймейстеров — распорядителей коронационных торжеств, коронационные медали и жетоны. Кроме того, на выставке демонстрируются облачения церковных иерархов, иконы и выносные кресты, с которыми духовенство встречало коронующегося монарха у Успенского собора, литургические предметы, использовавшиеся при совершении таинства причащения императора.
Коронация завершалась традиционным пиром в Грановитой палате, специально для которого из Оружейной палаты выдавалась древняя серебряная посуда. Посетители выставки имеют возможность увидеть не только драгоценные кубки, тарелки и солонки из царской сокровищницы, но и знаменитый Кремлевский фарфоровый сервиз, использовавшийся во время банкетов на коронациях Александра II, Александра III и Николая II. После коронации следовали поздравительные аудиенции — эта тема представлена в экспозиции комплексом подношений от многочисленных российских депутаций и иностранных посольств. Живописные, графические работы, фотодокументы, конское убранство и парадные костюмы придворных чинов воссоздают атмосферу торжественного въезда императора в Москву на коронационные торжества.