Электронный каталог

как искать?

8 (800) 100-5790
8 (499) 557-0470
8 (495) 695-5790
На главную /  События /  Лекции, встречи, концерты /  2016 год /  Лекции проекта «Арзамас»  /  Запад: Как языческий Рим стал христианским миром

Запад: Как языческий Рим стал христианским миром

 

Где: Москва, ул. Воздвиженка, 3/5, Российская государственная библиотека, конференц-зал
Когда: 23 октября 2016 года, 16:00

 

Рос­сий­ская го­су­дар­ствен­ная биб­лио­те­ка и про­све­ти­тель­ский про­ект «Ар­за­мас» от­кры­ли цикл лек­ций «Запад и Восток: история культур». Третья лек­ция от­но­сится к цик­лу «Запад»: «Как языческий мир стал христианским»

 

 

Лек­тор — Ан­дрей Ви­но­гра­дов, кан­ди­дат ис­то­ри­че­ских на­ук, до­цент шко­лы ис­то­ри­че­ских на­ук НИУ ВШЭ, стар­ший на­уч­ный со­труд­ник Ла­бо­ра­то­рии ме­ди­е­ви­сти­че­ских ис­сле­до­ва­ний НИУ ВШЭ, член Меж­ду­на­род­ной ас­со­ци­а­ции по изу­че­нию хри­сти­ан­ской апо­кри­фи­че­ской ли­те­ра­ту­ры (AELAC).

В IV ве­ке на­шей эры в Рим­ской им­пе­рии про­изо­шёл мощ­ный про­цесс хри­сти­а­ни­за­ции. Сто­ле­ти­я­ми ис­то­ри­ки пы­та­ют­ся по­нять, по­че­му это слу­чи­лось имен­но то­гда и как ре­ли­гия стра­да­ю­ще­го Бо­га смог­ла за­ме­нить со­бой язы­че­ский пан­те­он, про­су­ще­ство­вав­ший мно­го ве­ков. Как най­ти от­ве­ты на эти во­про­сы?

Основные тезисы лекции:

  • В IV ве­ке мо­гу­ще­ствен­ная Рим­ская им­пе­рия от­ка­за­лась от по­бе­до­нос­но­го по­чи­та­ния «оте­че­ских бо­гов» и да­же от обо­жеств­ле­ния им­пе­ра­то­ра — эта мно­го­ве­ко­вая прак­ти­ка ушла все­го за не­сколь­ко де­ся­ти­ле­тий. Ме­сто язы­че­ско­го пан­тео­на за­ня­ла стран­ная иудей­ская ре­ли­гия стра­да­ю­ще­го Бо­га, ко­то­рую са­ми рим­ля­не преж­де счи­та­ли суе­ве­ри­ем. В но­вую ве­ру пе­ре­хо­ди­ли це­лые се­мьи, го­ро­да (в от­ли­чие от сёл, ко­то­рые дол­го оста­ва­лись язы­че­ски­ми) и да­же со­сед­ние «вар­вар­ские» на­ро­ды. О при­чи­нах это­го по­ра­зи­тель­но­го фе­но­ме­на учё­ные спо­рят уже боль­ше ста лет.

  • По­нять при­чи­ну это­го сло­ма мож­но, ес­ли взгля­нуть на то, как хри­сти­ан­ство рас­про­стра­ня­ет­ся по тер­ри­то­рии Pax Romana (Рим­ско­го ми­ра). И здесь вы­яс­ня­ет­ся, что в раз­ных угол­ках им­пе­рии про­ис­хо­дят очень по­хо­жие ве­щи. Го­ро­да от­ка­зы­ва­ют­ся от сво­их древ­них ге­ро­ев-ос­но­ва­те­лей в поль­зу хри­сти­ан­ских ис­по­вед­ни­ков (за­му­чен­ных жи­те­ля­ми тех же го­ро­дов); ари­сто­кра­ти­че­ские се­мьи об­ре­та­ют свою но­вую иден­тич­ность в мо­на­ше­ском ста­ту­се; ука­зы рим­ских ма­ги­стра­тов учат­ся го­во­рить на язы­ке хри­сти­ан­ско­го бо­го­сло­вия, и, что осо­бен­но ин­те­рес­но, са­мо хри­сти­ан­ство на­чи­на­ет изъ­яс­нять­ся язы­ком язы­че­ской фи­ло­со­фии и ми­фо­ло­гии.

  • Дру­гой путь — это изу­че­ние опы­та хри­сти­а­ни­за­ции от­дель­ных го­ро­дов, ко­то­рые в сум­ме сво­ей мо­гут дать кар­ти­ну об­ра­ще­ния в но­вую ве­ру це­лых рим­ских про­вин­ций. Осо­бен­но ин­те­рес­ны слу­чаи позд­ней и на­силь­ствен­ной хри­стиа­ни­за­ции в раз­ных кон­цах огром­ной им­пе­рии, на­при­мер в па­ле­стин­ской Га­зе и крым­ском Хер­со­не­се. Они ста­вят пе­ред ис­то­ри­ком ряд слож­ных во­про­сов, ино­гда труд­но­раз­ре­ши­мых. Был ли у язы­че­ства шанс вы­жить? И ес­ли был, то по­че­му оно им не вос­поль­зо­ва­лось?

 


 

Со­труд­ни­ки отдела изоизданий Российской государственной библиотеки спе­ци­аль­но к лек­ции под­го­то­ви­ли ми­ни-вы­став­ку из сво­их фон­дов «Ри­сун­ки древ­них памят­ни­ков хри­сти­ан­ства в Та­ври­де Дмитрия Михайловича Стру­ко­ва».

 


Д. М. Струков. Инкерманская долина и монастырская скала, 1867

 

«Ри­сун­ки древ­них памят­ни­ков хри­сти­ан­ства в Та­ври­де» Дмитрия Михайловича Стру­ко­ва — часть уни­каль­но­го фон­да из­вест­но­го ар­хео­ло­га и ху­дож­ни­ка вто­рой по­ло­ви­ны XIX ве­ка, хра­ня­ще­го­ся в от­де­ле ру­ко­пи­сей и от­де­ле изо­из­да­ний Российской государственной библиотеки.

В 1867 году Мос­ков­ское ар­хео­ло­ги­че­ское об­ще­ство ко­ман­ди­ро­ва­ло Дмит­рия Ми­хай­ло­ви­ча в Крым и на Кав­каз для изу­че­ния со­хра­нив­ших­ся па­мят­ни­ков цер­ков­но­го ис­кус­ства. В те­че­ние це­ло­го ря­да лет Стру­ков про­дол­жал со­вер­шать ис­сле­до­ва­тель­ские по­езд­ки в Крым. Ре­зуль­та­том его ра­бо­ты ста­ли кни­ги, не утра­тив­шие сво­е­го зна­че­ния до сих пор: «Древ­ние па­мят­ни­ки хри­сти­ан­ства в Та­ври­де» (М., 1876), «О древ­нехри­сти­ан­ских па­мят­ни­ках в Кры­му: Опыт ар­хео­ло­ги­че­ских изыс­ка­ний» (М., 1872), «О до­и­сто­ри­че­ских па­мят­ни­ках Та­ври­ды» (М., 1879). Все ис­сле­до­ван­ные объ­ек­ты — мо­насты­ри, хра­мы (в том чис­ле пе­щерные), над­гроб­ные со­ору­же­ния, пред­ме­ты де­ко­ра­тив­но-при­клад­ного ис­кус­ства Стру­ков за­пе­чат­лел на аква­рель­ных ри­сун­ках и пла­нах.

В этих ак­ва­рель­ных ли­стах, со­здан­ных ча­стич­но в по­ле­вых усло­ви­ях, про­яви­лись без­услов­ный та­лант Стру­ко­ва-ри­со­валь­щи­ка и под­ход се­рьёз­но­го учёно­го. Как пра­ви­ло, ак­ва­ре­ли вы­пол­не­ны в мо­но­хром­ной ма­не­ре, тем не ме­нее ху­дож­ник на­гляд­но пе­ре­даёт осо­бен­но­сти ор­га­ни­за­ции внут­рен­них по­ме­ще­ний, клад­ку, эле­мен­ты де­ко­ра, ар­хео­ло­ги­че­ские на­ход­ки уни­каль­ных хра­мов, мно­гие из ко­то­рые ока­за­лись утра­чен­ны­ми в на­ши дни.

 


Д. М. Струков. План Херсонеса, 1867

 


Д. М. Струков. Интерьер пещерного храма и вид
скалы в Севастопольской бухте, 1867
 
Д. М. Струков. Археологические находки
в Херсонесе, 1867

 


Д. М. Струков. Инкерман. Остатки высеченных надписей и пещерные храмы, 1867

 


Д. М. Струков. Инкерман. Остаток живописи.
Орнаментальный фрагмент и его расположение
на арке, 1867
 
Д. М. Струков. Инкерман. Церковь Св. Климента.
Крест иссечённый над престолом и разрез, 1867

 


Д. М. Струков. Инкерман. Разрез скалы с древними храмами, 1867

 

 

 

       
 
Сайт создан при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ
Официальный сайт Российской государственной библиотеки
Новый сайт
Электронная почта
Свидетельство о регистрации средства массовой информации:
Эл № ФС 77-20215 от 13 декабря 2004 года.

При использовании материалов прямая ссылка
на сайт www.rsl.ru обязательна.