Где: Москва, ул. Воздвиженка, 3/5, Российская государственная библиотека Когда: 22 апреля 2016 года Генеральный партнер «Библионочи» в РГБ — журнал The Prime Russian Magazine
22 апреля Российская государственная библиотека в четвертый раз стала участником общероссийской акции в поддержку чтения «Библионочь». Тему акции «Читай кино!» в РГБ раскрывали режиссер и сценарист Отар Иоселиани, кинокритик Кирилл Разлогов и писатель Евгений Водолазкин. Каждый желающий мог попасть в хранилища РГБ, увидеть редкие документы из фондов и пройти увлекательный квест по мотивам советских фильмов. Всего в «Библионочи» приняли участие около 2000 человек.
Экскурсия по 19-ярусному книгохранилищу. Под руководством опытных экскурсоводов все желающие
познакомились с историей библиотеки и попали в закрытое для обычных читателей книгохранилище.
Специально для акции хранителями библиотеки были подготовлены редкие материалы из фондов,
а также интересные документы об истории киноискусства и самых ранних годах российского кино.
«Как сделать самому кинематограф»
Традиционно «Библионочь» в РГБ начинается с экскурсий — с 18:00 от подъезда № 3 выстраивается длинный хвост из желающих попасть в основное книгохранилище в Староваганьковском переулке, где сегодня находится основная часть фонда библиотеки — свыше 30 миллионов единиц хранения.
Здесь можно прикоснуться к уникальным вещам. В частности, полистать книги из коллекции Александры Фёдоровны, супруги императора Николая I, отличающиеся исключительным художественным оформлением: переплеты из бархата и атласа, расшитые золотой нитью, изысканные иллюстрации, гравюры известных художников. Увидеть документы и артефакты из собрания «коллекционера русской военной истории» Александра Макарова: редкие книги и газеты, боевые награды, игрушки и оружие.
Из отдела диссертаций в Химках специально к акции привезли работы о различных аспектах кино. Например, диссертацию Геннадия Георгиевича Смолянова «Изобразительное решение персонажа кукольного фильма» (1984), где исследуется творческий и технологический процесс создания героев кукольной мультипликации. Текст снабжен эскизами и чертежами кукол, схемами и таблицами, кадрами из фильмов, фрагментами раскадровки. А диссертация «Маяковский и кино» (1968) Гиви Георгиевича Долидзе рассказывает, как поэт не только оказывал влияние на молодое советское киноискусство, но и лично принимал участие в создании кино: писал сценарии, снимался, рисовал плакаты к фильмам и выступал как строгий критик.
На третьем ярусе 19-ярусного книгохранилища. Из отдела диссертаций в Химках специально к акции
привезли работы о различных аспектах кино. Отдел изоизданий предоставил для украшения экспозиции
афиши старых советских фильмов.
Хранителями на третьем ярусе были подготовлены редкие материалы, связанные с ранними годами отечественного кинематографа: кинопресса дореволюционной России и советского периода, каталоги кинофильмов, буклеты об актерах и кинофильмах, монтажные записи отечественных кинофильмов, либретто немых и первых звуковых фильмов, программы кинофестивалей.
А также интереснейшие издания — «Как сделать самому кинематограф: практическое руководство к самостоятельному устройству хорошо действующего кинематографического аппарата» (1913), книга сценариев фильмов «Броненосец "Потёмкин"», «Мать», «Путевка в жизнь», «Чапаев» (1935), «Смотрите кино у себя дома» (1939), «Отзывы печати о демонстрации кинетофона в Вене и С.-Петербурге» (1914), текст Корнея Чуковского для фильма «Мойдодыр», «Книга почета особо-отличившихся членов Профсоюза работников киносети в борьбе за лучшее кинообслуживание трудящихся» (1935) и многое другое.
«Экранизации безответственны»
Запись трансляции в прямом интернет-эфире встречи с советским, французским, грузинским режиссером
и сценаристом Отаром Иоселиани. Мраморная лестница РГБ.
Приглашать на «Библионочь» в РГБ режиссеров уже становится традицией. В прошлом году в «Ленинке» собрал большую аудиторию Андрей Звягинцев, в этом году приехал легендарный Отар Иоселиани — советский, грузинский и французский режиссер и сценарист, убежденный в том, что «кино может быть только авторским».
Отар Иоселиани сегодня не просто человек с киноаппаратом — это уже сама культура. С начала 1980-х режиссер живет в Париже. Именно там он и снял фильм «Охота на бабочек» (1992), который показали на «Библионочи». «Эта картина об особой породе людей, которые умели довольствоваться малым, и которые достойно прожили свою жизнь. Но все-таки такие люди еще остались», — представил режиссер свой фильм собравшимся на Мраморной лестнице РГБ.
Аудитория пришла подготовленная — разговор шел о конкретных фильмах Иоселиани, современном и не очень кино. О том, почему старое кино качественнее: «В советское время мы снимали кино, раздумывая над тем, что такое жизнь. Именно поэтому в те годы было снято такое количество чудных фильмов. А сегодня мы попали в лапы коммерсантов, и сегодняшние мои коллеги считают, что кино — это способ зарабатывать деньги. Но на кино никто и никогда не зарабатывал деньги, ни один благородный человек — это дело чести и совести».
Втреча с советским, французским, грузинским режиссером и сценаристом Отаром Иоселиани. Мраморная
лестница РГБ.
О цензуре: «Возрождение цензуры я оцениваю положительно — это заставляет больше думать. Но сегодняшним молодым кинематографистам сложно снимать не по причине цензуры, а из-за коммерциализации: они должны снимать так, как снимаются сериалы, как велел Голливуд, включая музыку в самом начале фильма и не выключая ее до самого конца. Причем эта музыка не самого лучшего качества».
Об экранизациях: «Книжки надо читать и видеть то, что дает ваше воображение, а не какой-то чужой человек — режиссер или артист. Вы знаете, сколько „Анн Карениных“ снято? Восемнадцать! „Все смешалось в доме Облонских“ — ну, как эту фразу снять? Экранизации безответственны по отношению к литературе, а мы должны быть в профессии ответственны за все — и за текст, и за картинку».
«Это такое веселое занятие — снимать кино, особенно когда ты делаешь его наперекор всему. Потом проходят годы, и уже никого нет, и вдруг оказывается, что все это кому-то нужно», — говорит Отар Иоселиани.
«Начинать надо с себя»
Евгений Водолазкин. Конференц-зал РГБ.
Еще одной яркой звездой «Библионочи» в РГБ стал писатель Евгений Водолазкин — лауреат премий «Большая книга» и «Ясная Поляна». Он не впервые в «Ленинке» — именно здесь, в Доме Пашкова, он получал премию «Большая книга» за свой роман «Лавр», здесь он бывал на заседаниях литературной премии «Ясная Поляна», в жюри которой входит. В конференц-зале РГБ писатель прочитал лекцию и ответил на вопросы. История, исторический опыт, персональная ответственность — такими были основные темы его выступления. Накануне «Библионочи» как раз вышел его новый роман «Авиатор», о котором он тоже рассказал на встрече.
«В историческом масштабе мы исповедуемся сами пред собой. И только от нас зависит, выберем ли мы самооправдание — а оправдываются обычно внешними обстоятельствами — или попытаемся найти глубинные причины, которые в конечном счете лежат внутри нас. Поиск причин дает возможность делать выводы. В этом, видимо, и состоит начало покаяния, которое буквально, в переводе с греческого, обозначает „перемену мыслей“. Эти вопросы я попытался поставить в новом романе „Авиатор“. В советское время я думал: уйдет социализм — и мы заживем. Коммунизм ушел, но лучше не стало. Поэтому меньше всего я хотел бы, чтобы мое выступление было рассмотрено как антикоммунистическое — нет, виноваты не коммунисты, виноваты мы. Значит, есть в нас что-то такое, что притягивает эти идеологии, эти страшные события, которые были в нашей истории. И пафос моего романа состоит в том, что надо начинать с себя. Есть персональная ответственность за все — не бывает коллективной ответственности. Не надо полагать, что ты можешь кого-то исправить — даже своих ближних. Исправляй себя — этого достаточно».
Встреча с писателем Евгением Водолазкиным. Конференц-зал РГБ.
«Существует история всеобщая, а существует личная — это история звуков, фраз, запахов, и так далее. Это, вроде, небольшие вещи, но для нашего сердца и для нашей души они имеют более важное значение, чем десятки веков завоеваний, взаимных претензий, переворотов. Для человека даже всеобщая история является всего лишь частью его личной — так осознает почти каждый человек. И мой роман посвящен тому, как человек выгораживает свое собственное пространство. Он реставрирует свое личное сознание. А личное, персональное сознание — это единственная надежда на то, что ты не будешь захвачен никакими общественными движениями, которые вроде бы дают индульгенцию на все. Очень важно быть личностью, очень важно иметь сферу персонального. Это вовсе не то, что противостоит общественному — это только то, что не позволяет общественным идеям поглотить тебя со всей историей твоей жизни».
«Я не верю людям, которые спасают человечество — в этом есть что-то неподобающее. Развивай свое персональное сознание, возделывай свой сад — из отдельных развитых личностей создастся общество совсем другого качества».
Немного раньше — в 20:00 — в конференц-зале РГБ состоялась лекция киноведа и культуролога, профессора киноведческого факультета ВГИКА, директора программ Московского международного кинофестиваля Кирилла Разлогова «От „Фауста“ до „Иронии судьбы“ и от „Дракулы“ до „Космической одиссеи“: можно ли жить без ремейков?».
В течение всей истории кинематографа предметом бурных дискуссий становились экранизации классических литературных произведений, а в последние десятилетия и многочисленные ремейки популярных в свое время картин. Реакции критиков и публики были самые разные — от обвинений в профанации до восторгов. Кирилл Разлогов рассказал, какие трансформации переживают литературные шедевры на экране и в современном цифровом контексте.
Киноквест по библиотеке. Это одновременно веселое путешествие по библиотеке и проверка эрудиции.
Все вопросы и загадки квеста были связаны с историей отечественного кинематографа.
На фото: во втором читальном зале участников квеста ждала встреча с отцом Федором и Эллочкой-
людоедочкой, персонажами романа Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев».
В конце киноквеста по библиотеке всем участникам дарили старые советские значки.