«В лесу родилась елочка»
Артуш Шайнер (1863—1938). Иллюстрация к «Щелкунчику», 1924 |
В начале прошлого века Новый год ассоциировался, помимо всего остального, с волшебной музыкой к балету «Щелкунчик». Однако в какой-то момент произведение великого Чайковского потеснила наивная и поэтичная «В лесу родилась елочка». Песенку в праздничную ночь распевали и дети, и взрослые. Это продолжается уже второе столетие. Почему? Видимо, чисто интуитивно был сделан акцент на универсальных устремлениях души. Здесь все сошлось. Абсолютный в современном понимании хит и по-старомодному сентиментальная вещь. Озвученная радость существования и щемящая нота ностальгии. Самой острой ностальгии — по детству.
«Я не хотела быть известной»
За несколько месяцев до начала Великой Отечественной войны в свет вышел сборник «Елка». Среди новогодних стихотворений, включенных в издание, было и знаменитое «В лесу родилась елочка». Журнал «Детская литература» откликнулся довольно косноязычной рецензией: «К новому 1941 году, Детиздат сделал советским малышам подарок: выпустил сборник „Елка“. Бумага среднего качества, иллюстрации черные. Тем не менее это подарочная книга». Некоторые публикации вызвали недовольство рецензента Марии Андреевны Белаховой. Претензии своеобразные. Вот, например: «Стихи З. Александровой сильно грешат инфантильностью. „Маленькой елочке холодно зимой. Из лесу елочку взяли мы домой. Маленькой елочке в комнате тепло“. Зачем фальшивить с детьми? Все они знают, что елочке в лесу не холодно и в теплой комнате ей хуже».
К счастью, текст «В лесу родилась елочка» Белахова логическому анализу не подвергала и сказала главное: «Впервые эти стихи появились в начале века в журнале „Малютка“, и затем их неоднократно помещали в журналах и книгах. Но фамилия автора оставалась неизвестной. Составительнице сборника Э. Эмден удалось отыскать автора, который оказался писательницей Раисой Кудашевой, написавшей в дореволюционное время немало детских стихов и рассказов».
Эсфирь Эмден заслуживает того, чтобы отметить ее отдельно. Она сама была прекрасной сочинительницей, чье творчество тоже адресовано детям. Ее перу принадлежит, в частности, новогодняя сказка «Дом с волшебными окнами», пользовавшаяся большой популярностью. Чувство ответственности подвигло Эсфирь Михайловну на нелегкие поиски той, которая написала слова, считавшиеся народными.
Собственно, скромность самой Кудашевой (в девичестве — Гидройц) немало тому поспособствовала. С юности сохранявшая инкогнито, она признавалась впоследствии: «Я не хотела быть известной, но не писать не могла».
По сценарию «Джен Эйр»
Раиса Гидройц родилась в 1878 году. Окончила гимназию, рано начала печататься в детских журналах «Подснежник», «Светлячок» и др. Но стихи прокормить не могли, а после смерти отца, чиновника Московского почтамта, семья особенно бедствовала. Раиса нанялась, что называется, в хороший дом. Кстати, всю эту новогоднюю красоту про елку она сочинила исключительно для своего воспитанника Алеши.
В двенадцатой книжке журнала «Малютка» за 1903 год вниманию московских и петербургских подписчиков предлагался, по сути, сценарий детского рождественского праздника с выразительным антуражем:
Александр Бучкури. Рождественский базар, 1906
|
Гнутся ветки мохнатые
Вниз к головкам детей;
Блещут бусы богатые
Переливом огней;
Шар за шариком прячется,
А звезда за звездой,
Нити светлые катятся,
Словно дождь золотой...
Поиграть, позабавиться
Собрались детки тут,
А тебе, Ель-красавица,
Свою песню поют.
Все звенит, разрастается
Голосков детских хор.
И, сверкая, качается
Елки пышный убор.
Ну а дальше — уже сама песенка:
В лесу родилась Елочка, в лесу она росла;
Зимой и летом, стройная, зеленою была...
Метель ей пела песенки: спи, Елка... баю-бай!
Мороз снежком укутывал: Смотри, не замерзай!
Трусишка зайка серенький под Елочкой скакал.
Порой сам волк, сердитый волк, рысцою пробегал.
Чу! снег по лесу частому под полозом скрипит;
Лошадка мохноногая торопится, бежит.
Везет лошадка дровенки, на дровнях мужичок,
Срубил он нашу Елочку под самый корешок...
Теперь ты здесь, нарядная, на праздник к нам пришла,
И много-много радости детишкам принесла.
Под публикацией значились лишь две буквы — «А. Э.». Судьба «А. Э.» складывалась по образцу классического романа о гувернантке «Джен Эйр». Богатый князь-вдовец Алексей Кудашев три года присматривался к воспитанной и думающей девушке, пока не сделал предложения. Сын обожал мачеху. Она с головой ушла в семейные заботы, однако сочинительство не забросила. Журналы охотно брали ее стихи и сказки для детей («Бабушка-Забавушка и собачка Бум», «Беда петушка», «Санки-самокатки» и др.). Светлый период, к сожалению, длился недолго. Когда началась Первая мировая война, Алеша ушел на фронт добровольцем и погиб. Алексей Иванович, уже очень немолодой человек, не смог перенести потери и в 1917 году умер. Раиса Адамовна осталась совсем одна. После революции она, естественно, лишилась и высокого положения, и состояния.
Двоюродный племянник бывшей княгини Кудашевой писатель Михаил Холмогоров вспоминал, как мать водила его, маленького, к особняку на углу Воротниковского и Старопименовского переулков и говорила, что здесь жила в замужестве тетя Рая. В семидесятых дом снесли. Как и большинство рядовых москвичей, Раиса Адамовна обитала вместе с сестрой в коммуналке. И долгие годы трудилась в одной из городских библиотек. Где именно — установить не удалось.
Александр Левченков. Утро нового года, 1999 |
Дефицит информации — неиссякаемый источник мифотворчества. Журналисты, рассматривавшие феномен песенного хита, приводили в статьях один и тот же эпизод. Правда, с разными участниками. В первом варианте Раиса Адамовна пришла в кабинет к Горькому и выразила желание стать членом Союза писателей. Во втором — посетила Фадеева. Дело было в войну, и потому буквально с порога она заявила: «Жить тяжело. Помогите как-нибудь». Классики повели себя похожим образом. Попросили необычную визитершу прочитать что-нибудь свое. К вящему изумлению услышав заветное «В лесу родилась елочка, в лесу она росла...», едва не прослезились. А потом приложили все усилия, чтобы товарищ Кудашева была немедленно принята в Союз писателей. Александру Александровичу также приписывается следующее резюме: «Ее стихи имеют такую популярность, которая нашим поэтам и не снилась».
«Добрая бабушка из сказки»
1 января 1958 года «Огонек» опубликовал небольшую заметку о нашей героине и проиллюстрировал материал фотоснимком, оставляющим желать лучшего. Впрочем, и так понятно, что писательница достигла почтенного возраста. Журналист Б. Алексеев в стилистике тех лет живописал: «Раиса Адамовна Кудашева сейчас находится на пенсии. С белоснежными волосами, с приветливой улыбкой, в очках, сквозь которые смотрят живые глаза, она похожа на добрую бабушку из сказки».
Внимание такого авторитетного журнала дорогого стоило. Корреспонденты наперебой звонили и просили дать интервью. Директора детских издательств предлагали писательнице подготовить к переизданию несколько своих книг. Искушение было велико, хотя в одном из частных писем Раиса Адамовна с грустью признавалась: «Не по силам затеяла дело. Слишком поздно эта история подошла ко мне. Если бы хоть немного пораньше».
Желанное для всякого творческого человека признание явно задержалось в пути. Поразительно, но о мегапопулярности своего стихотворения (одного из многих) поэтесса узнала совершенно случайно. Однажды ехала в поезде, и пожилая попутчица, гордясь внучкой, попросила ее спеть ту чудесную песенку про елочку...
В конце пятьдесят восьмого одна книжка все-таки вышла: Детгиз выпустил в свет маленький сборник с предсказуемым названием «В лесу родилась елочка». Спустя шесть лет Кудашевой не стало. Ее похоронили на Пятницком кладбище.
Не музыкант, а агроном!
С именем композитора проблем не возникало. Он стал известен сразу. Леонид Карлович Бекман (1871—1939). Окончил естественный факультет Московского университета. Никакого музыкального образования не имел. Ноты представлялись ему китайской грамотой. Играл на фортепьяно по слуху, легко импровизировал и превосходно пел.
Его жена, известная русская пианистка, создательница собственной фортепьянной школы Елена Бекман-Щербина рассказывала в «Моих воспоминаниях»: «17 октября 1905 года моей старшей дочке Верочке исполнилось два года, и я утром подарила ей живую куклу — сестричку Олю, которая родилась в половине первого ночи. Пока я еще лежала в постели, Леонид как-то сел за рояль, посадил Верика на колени и сочинил для нее песенку на стихотворение из детского журнала "Малютка" — "В лесу родилась елочка, в лесу она росла". Верочка, обладавшая прекрасным слухом, быстро ее выучила, и чтобы не забыть песенку, я ее записала. Впоследствии мы оба стали сочинять для детей и другие песенки, а чтобы не переписывать их без конца для наших знакомых, решили издать целый сборник с рисунками-силуэтами наподобие известных в то время рисунков Елизаветы Бём. Так возник сборник "Верочкины песенки", выдержавший в короткие сроки четыре издания, затем — „Оленька-певунья“... А „Елочку“ до сих пор поет вся детвора, и мало кто знает, что эту песню сочинил не музыкант, а кандидат естественных наук и агроном!»
Когда дочери выросли, они связали свою жизнь с искусством, которое было смыслом существования их матери и принесло неожиданную славу отцу. Вера Леонидовна Сухаревская (1903—1977) заведовала музыкальной редакцией на радио. Ольга Леонидовна Скребкова (1905—1997) была доцентом Гнесинки. Внучка Бекманов Марина Скребкова-Филатова стала известным музыковедом, правнучка Елена Соколовская — композитором, правнук Сергей Филатов — специалистом в области музыкальной информатики. Такая великолепная династия!
31 декабря 1999 года трое правнуков Бекмана, приглашенных на телепередачу «300 лет Новому году», спели «Елочку». Символичность момента усиливалась еще и тем, что они аккомпанировали себе на семейной реликвии — на том самом рояле, за которым их прадедушка сочинил нехитрую, но, как оказалось, долгоиграющую мелодию.
P. S. Благодарим сотрудников отдела координации приоритетного обслуживания органов государственной власти и управления за помощь в подготовке материала.