День памяти и скорби
22 июня 2011 года в конференц-зале Российской государственной библиотеки прошло торжественное мероприятие, посвященное Дню памяти и скорби. Семьдесят лет назад началась Великая Отечественная война. Фестиваль военной песни, подготовленный сотрудниками РГБ, открылся «Балладой о ветеранах Ленинки» в исполнении искусствоведа Вячеслава Рожновского. Программа была в основном составлена из песен военного времени, хотя и имеющих авторов, но уже давно ставших народными.
В конце встречи ветеранам подарили экземпляры литературного альманаха РГБ (Дом Пашкова. — М. 2011), в котором представлены воспоминания, стихи о библиотекарях, переводы зарубежной поэзии. «В 1990-е годы в РГБ выходил сборник „Голос прошлого“, — отметил в предисловии президент Российской государственной библиотеки Виктор Фёдоров. — В нем делились своими воспоминаниями коллеги-фронтовики и труженики тыла. Сегодня очевидцев тех событий — единицы. И альманах, первый номер которого вы держите в руках, теперь будет выполнять функции переданной эстафеты — от непосредственных участников той войны — к наследникам Великой Победы».
О жизни и о себе
В рубрике «Вечное эхо войны» в альманахе напечатано стихотворение фронтовика Льва Георгиевича Чернышева, много лет отдавшего Ленинке:
Опять пришел год юбилейный,
Он мрак болезней разогнал,
И воскресил он путь военный
И в 41-й год позвал.
Участник Великой Отечественной, он часто выступал на митингах, но фронтовыми воспоминаниями почти не делился, тем более не рассказывал о собственных заслугах. Просто читал свои безыскусные стихи, большинство из которых вошли в сборник «Не так нам тяжело, пока мы вместе, сплоченные, как воинская рать».
Личное дело
Лев Георгиевич родился 27 февраля 1922 года в подмосковном селе Дятлово. В самом начале войны ушел добровольцем на фронт, хотя из-за слабого зрения имел право остаться в тылу. Защищал Москву и Сталинград. Был ранен, получил инвалидность. В 1945 году пришел в ГБЛ, где в общей сложности проработал 38 лет. Начинал с помощника библиотекаря, а на пенсию вышел заведующим сектором научно-исследовательского отдела информации по проблемам культуры и искусства, который возглавлял более пятнадцати лет. Имел 19 правительственных наград, в том числе орден Отечественной войны 1-й степени, медали «За оборону Москвы», «За оборону Сталинграда», «За отвагу», значок «За отличную работу» Министерства культуры СССР. Льва Георгиевича Чернышева не стало 26 января 2001 года.
Поэтическая биография
В некрологе справедливо было отмечено: «Льва Георгиевича без преувеличения можно назвать совестью нашей библиотеки». Мужественный и принципиальный, он никогда не повышал голоса, разговаривал с людьми, «словно немного смущаясь». Человек был исключительно скромный. По-настоящему раскрывался лишь в творчестве, хотя к профессиональным поэтам себя не причислял. Его поэтическая биография написана слогом, далеким от совершенства, но ее главный плюс — абсолютная искренность.
Едва успел закончить школу,
Как началась война.
В свои девятнадцать
Мальчишеских лет,
Имея по зрению «белый билет»,
Пошел добровольцем
На фронт воевать.
Его стихи о декабре 41-го, когда фашисты «к Кашире и Туле прошли», по своей сдержанности и выразительности сродни черно-белой графике военных лет.
Декабрьские длинные ночи,
Короткие снежные дни.
Взрывались снаряды и мины,
Горели, дымились дома,
Заборы, березы, осины.
Казалось, горела зима.
Потом Чернышев напишет о Сталинграде, где тоже воевал и получил осколочное ранение. О румынском городе Измире, где встретил 9 мая 1945 года. Пройдет полвека, и он, участник Парада Победы 1995 года, будет с грустью констатировать: «Все меньше нас, все меньше нас, с войны вернувшихся домой». В его произведениях — не только воспоминания о войне, но и глубокие раздумья о природе сталинизма, иллюзиях эпохи, перестройке, которую вначале принял с энтузиазмом. И очень много строк, посвященных Ленинке. Так, в одном из стихотворений, датированных 1982 годом, он с любовью провел параллель: «Сто двадцать ей, мне шестьдесят».
Когда пришла пора уходить на пенсию, сочинил целую оду: «Прощайте, друзья! Прощай, мой стол!» и т. д. Обещал: всегда помогу, «если не хватит рук. Вы лишь запомните, живу не на Памире, а у подножья Воробьевых гор». Здесь проявилась особенность его натуры: в невеселых, по сути, обстоятельствах призывать чувство юмора. Так, одно из итоговых стихотворений называет в полушутливой манере: «О чем думаешь, когда "едешь с ярмарки"».
Самое, пожалуй, светлое из того, что написано Львом Георгиевичем, завершает сборник «Не так нам тяжело...». «Квартира моя высоко — на восьмом», — рассказывает он читателю. А затем приглашает в путешествие по своему маленькому раю с «балконной флорой»: там растут столетники, дикий виноград, герань. И даже в эту компанию каким-то образом затесался ясень. Цветущий на балконе сад — своеобразная метафора жизни этого человека, где он возделывал каждый уголок.
Лев Георгиевич — личность безусловно неординарная, но его можно назвать «одним из многих». Он сам это подчеркивал («Обычная досталась мне судьба») и с полным правом говорил от лица своего поколения. Людей, на чью долю выпали тяжкие испытания. Однако они не ломались. Достойно делали свое дело, приближали победу и порой от души радовались жизни, потому что были молоды и полны надежд. Обо всем этом красноречиво свидетельствуют воспоминания немногих из оставшихся в живых очевидцев войны и документы эпохи.
Из книги «Голос прошлого. Государственная ордена Ленина библиотека СССР имени В. И. Ленина в годы Великой Отечественной войны»
Сост.: Л. М. Коваль, Л. И. Илларионова, М. В. Волкова и др. — М., 1991
|
|
- Солдатова Ольга Павловна:
- «В первые дни войны вместе с другими сотрудниками Ленинской библиотеки мне пришлось поднимать песок на чердак жилого дома, который находился во дворе старого здания библиотеки. Перевозили мы в новый корпус книгохранилища (корпус „Д“) книги отдела редких книг из одноэтажного помещения, которое также находилось во дворе старого здания. Книги возили через туннель. Во время бомбежек мы провожали читателей общего читального зала в туннель, который служил бомбоубежищем».
- Беленькая Клара Львовна:
- «С первых же дней в библиотеке был организован донорский пункт. В июне-июле все сдавали кровь бесплатно. Позже донорам выдавались донорские карточки. Хлеба по этой карточке давали 550 граммов в день...
Я, как все молодые девушки, входила в команду МПВО. С первого дня войны все бойцы команды перешли на казарменное положение. Очень тяжело было, когда бомба попала в дом напротив библиотеки. А в этом доме жили некоторые наши сотрудники. Среди убитых были и дети. Мы работали на строительстве противотанковых заграждений на Поклонной горе. Не забуду, как, возвращаясь с работы, 16 октября 1941 года мы вошли в пустую Москву. Людей не было видно».
- Востросаблина Любовь Александровна:
- «Когда нависла угроза над Москвой и библиотека должна была эвакуировать фонды, мы очень быстро организовали бригады: одни снимали с полок книги, другие складывали пачки в мешки, а специальная бригада девушек носила эти мешки вниз. Сами девушки поднимали мешки на грузовые машины, затем взбирались наверх и, стоя на мешках, с песнями ехали на вокзал. Часто наши поездки сопровождались звуками сирены, оповещавшей о воздушной тревоге. Но машины не останавливались. Работали мы быстро, четко, без разговоров».
- Зуева Фелицата Васильевна:
- «На территорию библиотеки были сброшены сотни зажигательных бомб. Наши девушки из команды вели борьбу по их тушению на крышах и чердаках... Много трудностей было пережить, и все же всегда с большим волнением вспоминаю то военное время, когда в свободную, тихую минуту, хотя и уставшие, полуголодные, мы собирались в кружок, пели песни, а иногда и плясали».
|
23.06.2011