Место проведения: Государственный исторический музей
Время проведения: 20 июня — 25 августа 2012 года
20 июня 2012 года в Государственном историческом музее начала работу выставка «Русские и немцы: 1000 лет истории, искусства и культуры». Официальной церемонией открытия был дан красивый старт перекрестному Году России и Германии. Масштабный совместный проект собрал в едином пространстве свыше 700 экспонатов, представленных 75 музеями, архивами, библиотеками нескольких европейских стран. Из РГБ поступили редкие книги из собраний графа Николая Румянцева и императрицы Александры Федоровны.
Вместе строим будущее
О позитивном характере выставки говорили все выступавшие: специальный представитель Президента РФ по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой, Чрезвычайный и Полномочный Посол ФРГ в России Ульрих Бранденбург, Госминистр МИД ФРГ Корнелия Пипер и другие официальные лица. Директор Исторического музея Алексей Левыкин особо подчеркнул тот факт, что экспозиция разместилась в недавно отреставрированных помещениях филиала ГИМ (до революции — здания Московской городской думы, в советское время — Музея Ленина).
Ее хронологические рамки охватывают тысячелетний период истории двух народов. В эту летопись вошло немало общих страниц. Трагические события ХХ века порой зачеркивают в обыденном сознании совместный мирный опыт предыдущих столетий. И потому так важно обратиться к нему на предметном уровне и сделать необходимые выводы. Не случайно девиз перекрестного года: «Германия и Россия: вместе строим будущее». В начале октября экспозиция уедет в Берлин. «Этот проект дает возможность посмотреть на наши страны, что называется, в четыре глаза. И осознать, насколько история наших взаимоотношений шире, чем обычно кажется», — сказал на пресс-конференции куратор выставки с российской стороны Павел Хорошилов.
Выставочная мозаика
Экспозиционное пространство формируют своего рода тематические блоки: изучение и освоение новых земель, торговля, дипломатия, династические браки, формирование знаменитых коллекций, художественные и научные связи, литературная панорама, уроки войны и т. д. Впервые вниманию посетителей предлагается столь значительное собрание музейных памятников и архивных фото- и кинодокументов. Уникальность события заключается и в том, что более половины представленного показано широкой публике впервые.
Зримыми следами контактов русских и немцев являются археологические памятники, обнаруженные на территории, простирающейся от берегов Рейна до Сибири. К важнейшим свидетельствам торговых связей в эпоху Средневековья относятся деревянные рельефные панели церкви св. Николая в Штральзунде с изображением русских охотников на пушного зверя. Раздел, рассказывающий о межгосударственных отношениях, открывает великолепный портрет дипломата, барона Сигизмунда Герберштейна, автора «Записок о Московии» — настоящего бестселлера XVI—XVII вв.
Мастерство немецких умельцев демонстрирует изумительная походная аптечка Петра I — шкафчик-шкатулка из черного дерева: стеклянные флаконы с завинчивающимися крышками, золоченая ступка с пестиком, миниатюрные весы, пинцет и прочие деликатные предметы, необходимые при изготовлении лекарств. Достижение поздней эпохи — телеграфный аппарат берлинской фирмы «Сименс и Гальске» (1859) Он предназначался для парадных покоев Зимнего дворца и предположительно находился в кабинете Александра II.
Есть экспонаты с любопытной предысторией. Так, можно увидеть «благодарственное письмо Сената г. Гамбурга императору Николаю I» за оказание материальной помощи городу, пострадавшему от страшного пожара. Царь выделил из личных средств большую сумму золотом. Символично, что ларец, в который помещен адрес, был сделан из уцелевших деревянных перекладин гамбургской ратуши. Или икона Казанской Богоматери из православной часовни-усыпальницы дочери Павла I — великой герцогини Марии Павловны, похороненной на историческом кладбище в Веймаре. В 1804 году она сочеталась браком с наследным принцем Карлом Фридрихом. Веймарское общество жаждало встречи с принцессой. Шиллер писал тогда другу: «Все мы напряженно ждем появления новой звезды с Востока». Мария Павловна всех очаровала сразу и навсегда. Она стала покровительницей искусств и даже основала музей памяти Гете, Шиллера и других немецких поэтов-романтиков.
В особом ракурсе
В разделе «Художественные связи» — хорошо знакомый многим «Автопортрет» Ореста Кипренского. Знаменитый художник тоже тяготел к немецкой культуре. Он лично общался с Гете, они вели долгие разговоры о современном искусстве. Впоследствии великий поэт отмечал, что его собеседник «хорошо мыслит и искусно работает». А вот Александр Иванов дружил с графиком и иллюстратором Фридрихом Овербеком. «Он дотрагивается до сердца», — с восхищением писал на родину автор «Явления Христа народу». В экспозицию вошла снискавшая европейскую славу картина Овербека «Триумф религии в искусстве», где художник смело ввел себя в пантеон великих: он взирает на зрителя из-за спины Данте. Нельзя пройти и мимо портрета Гоголя работы немецкого художника Е. Больтца, настолько это неканоническое изображение Николая Васильевича. Холст приобрел в 2006 году на художественном аукционе в Потсдаме наш соотечественник, музыкант Юрий Богданов.
Среди памятников, имеющих огромную историческую и литературную ценность, стоит выделить одну из древнейших рукописных книг — «Изборник князя Святослава» (1073). Ярчайшая литературная реликвия XIX века — тетрадь Достоевского в матерчатом переплете (который сшила спутница жизни Анна Дмитриевна) с зарисовками и заметками к «Бесам». Как известно, замысел романа возник у Федора Михайловича во время пребывания в Германии. Представлены и бесценные, еще не выставлявшиеся автографы Федора Тютчева, которые хранятся в Российском государственном архиве литературы и искусства. Тютчев был не только дипломатом и поэтом-философом, но и публицистом. В блестяще написанных статьях он первым заявил о равноправном положении своего отечества в политической истории Европы.
Грозовую атмосферу первой трети прошлого столетия доносит исписанный каллиграфическим почерком листок с черновыми набросками к роману «Германия». Эти записи под диктовку Андрея Белого делала в эмиграции его жена. Классик-символист собирался поведать о набирающей силу фашистской власти, преследующей инакомыслящих интеллигентов. Он признавался, что сам с фашистами лично не встречался, а вся фабула — «смутный лейтмотив», взятый из берлинского воздуха начала тридцатых. Замысел, к сожалению, остался неосуществленным.
Сокровища РГБ
В общую концепцию выставки органично вписались издания, предоставленные НИО редких книг (Музеем книги) Российской государственной библиотеки. Их сегодняшним бытованием читатель обязан страстным библиофилам прошлого — графу Николаю Румянцеву и императрице Александре Федоровне, супруге Николая I.
Украшением румянцевского собрания служит «Библия» на нижнесаксонском диалекте, вошедшая в историю книги как «Кельнская Библия» (1478). В ней содержится 113 гравюр. Богато оформлена и «Нюрнбергская Библия» (1483) с рукописной рубрикацией, сделанной киноварью.
«Связка времен» Вернера Ролевинка, созданная в конце XV века, — своеобразный труд по всеобщей истории, подражающий рукописным хроникам. В нем использован художественный прием, хорошо известный в манускриптах: сквозные линии, объединяющие все иллюстрации и тексты. Такой же размах обнаруживают «Хроники» (1493) нюрнбергского врача-гуманиста Гартмана Шеделя, где изложена история мира от его сотворения. Текст на латинском языке дополняют почти две тысячи гравюр в технике ксилографии с изображением библейских персонажей и исторических деятелей. Особый интерес вызывают панорамы городов, воспроизведенные с натуры или по письменным источникам с большой достоверностью. Произведение совсем иного рода — трактат Боккаччо «О знаменитых женщинах», первое издание, выпущенное в 1473 году печатником Иоганном Цайнером, жившим в Ульме.
Экспонируемые на выставке книги из собрания императрицы Александры Федоровны преподнесли в дар библиотеке Московского публичного и Румянцевского музеев уже после смерти матери ее сыновья — великие князья Николай и Михаил. Немецкий литературно-художественный альманах «Пенелопа» (Лейпциг, 1846) интересен как образец жанра. История и описание Дармштадта и его ближайших окрестностей с древнейших до новых времен Г. В. Й. Вагнера (1840) подробно и с любовью повествует о родном городе двух супруг российских императоров — Марии Александровны (жены Александра II) и Александры Федоровны (жены Николая II).
Как известно, династические браки с представителями правящих домов Европы (в первую очередь — Германии) были для рода Романовых нормой. Подчас в этих союзах, основанных на политических расчетах, возникало настоящее чувство. Как это было и в семье последнего русского царя.
Текст: Лариса Ровнянская
Фото: Мария Колосова