Электронный каталог

как искать?

8 (800) 100-5790
8 (499) 557-0470
8 (495) 695-5790
На главную /  События /  Лекции, встречи, концерты /  2015 год  /  Юрий Герчук и его «Искусство печатной книги в России XVI—XXI веков»

Юрий Герчук и его «Искусство печатной книги в России XVI—XXI веков»

 

Где: Москва, ул. Воздвиженка, 3/5, Российская государственная библиотека, Музей книги
Когда: 14 мая 2015 года


Фото: Наталья Бабахина

В Му­зее кни­ги про­шло за­се­да­ние «Кни­го­вед­че­ских встреч», ко­то­рое бы­ло по­свя­ще­но пре­зен­та­ции по­след­ней кни­ги Юрия Яко­вле­ви­ча Гер­чу­ка «Ис­кус­ство пе­чат­ной кни­ги в Рос­сии XVI—XXI ве­ков», вы­шед­шей в этом го­ду. На встре­че вспо­ми­на­ли вы­да­ю­ще­го­ся ис­кус­ство­ве­да и мно­го­лет­не­го ис­сле­до­ва­те­ля фон­дов НИО ред­кой кни­ги РГБ, го­во­ри­ли о ра­бо­те над кни­гой, не­мно­го рас­суж­да­ли на те­мы, ко­то­ры­ми за­ни­мал­ся Гер­чук, — об ис­кус­стве кни­ги и книж­ной гра­фи­ки.

Санкт-Пе­тер­бург­ское из­да­тель­ство «Ко­ло», в ко­то­ром вы­шла по­след­няя кни­га Гер­чу­ка, спе­ци­а­ли­зи­ру­ет­ся на пуб­ли­ка­ции книг по ис­то­рии и тео­рии ар­хи­тек­ту­ры. Ини­ци­а­то­ром ее со­зда­ния стал ди­рек­тор «Ко­ло» Ан­тон Вик­то­ро­вич Воз­не­сен­ский. Он по­зна­ко­мил­ся с Гер­чу­ком на мос­ков­ской книж­ной яр­мар­ке «Non-fiction» и пред­ло­жил ему на­пи­сать ис­то­рию пе­чат­ной кни­ги в Рос­сии. «До то­го как эта кни­га по­яви­лась, су­ще­ство­ва­ли из­да­ния по от­дель­ным во­про­сам, ко­то­рые она рас­кры­ва­ет, — рас­ска­зал Ан­тон Вик­то­ро­вич. — Но ря­до­во­му чи­та­те­лю хо­чет­ся иметь об­щее пред­став­ле­ние о про­цес­се. И имен­но та­кую кни­гу я пред­став­лял се­бе три или че­ты­ре го­да на­зад». Юрий Гер­чук сра­зу со­гла­сил­ся и быст­ро при­сту­пил к ра­бо­те. За­кан­чи­вал кни­гу он це­ною ге­ро­и­че­ских уси­лий, уже бу­дучи тя­же­ло боль­ным. «Кни­га Юрия Яко­вле­ви­ча за­вер­ша­ет опре­де­лен­ный этап в на­у­ке. В по­сле­сло­вии я на­пи­сал, что не ве­рю в то, что в бли­жай­шее вре­мя мо­жет по­явить­ся труд, со­раз­мер­ный по мас­шта­бу и уров­ню», — от­ме­тил Ан­тон Воз­не­сен­ский.

Су­дя по все­му, кни­га Юрия Яко­вле­ви­ча поды­то­жи­ва­ет до­воль­но зна­чи­тель­ный пе­ри­од в ис­то­рии рус­ско­го кни­го­из­да­ния. Рас­ска­зы­вая о ней, Ан­тон Воз­не­сен­ский не слу­чай­но под­черк­нул раз­ни­цу меж­ду ис­кус­ством кни­ги, о ко­то­ром пи­сал Юрий Гер­чук, и ди­зай­ном, ко­то­рый яв­ля­ет­ся ча­стью про­мыш­лен­ной эс­те­ти­ки и име­ет от­но­ше­ние к ор­га­ни­за­ции то­вар­ной мас­сы. Це­лью ди­зай­на яв­ля­ет­ся про­да­жа, в от­ли­чие от про­из­ве­де­ния ис­кус­ства, ко­то­рое мо­жет иметь или не иметь сво­ей це­лью про­да­жу.


Фото: Наталья Бабахина

«В раз­ные пе­ри­о­ды ис­то­рии кни­ги ком­мер­че­ская со­став­ля­ю­щая име­ла раз­ное зна­че­ние. На ис­то­рии кни­ги в Рос­сии это осо­бен­но хо­ро­шо мож­но про­ил­лю­стри­ро­вать. До са­мых по­след­них вре­мен кни­га в Рос­сии бы­ла ме­нее то­ва­ром, чем где-ли­бо еще. Это­му спо­соб­ство­ва­ли раз­ные эко­но­ми­че­ские, по­ли­ти­че­ские, куль­тур­ные усло­вия. Ком­мер­ции на кни­гах то­же не бы­ло. Это да­ва­ло воз­мож­ность ху­дож­ни­ку ра­бо­тать спо­кой­но, бла­го­да­ря че­му мы спу­стя четыреста и ме­нее лет вос­хи­ща­ем­ся ви­дом этих книг. В ре­зуль­та­те про­цес­сов, ко­то­рые про­ис­хо­дят в Рос­сии по­след­ние двадцать лет, в ис­то­рии ис­кус­ства кни­ги про­изо­шел ги­гант­ский слом. На пер­вый план вы­шла ком­мер­че­ская со­став­ля­ю­щая: гля­нец, на­клад­ное укра­ше­ние, цвет, блеск, бо­гат­ство ма­те­ри­а­лов и так далее. В ре­зуль­та­те мно­же­ство за­ме­ча­тель­ных книг, до­стой­ных ува­же­ния и по­кло­не­ния, оста­лись в те­ни — это и кни­ги про­шлых ве­ков, и со­вет­ские кни­ги. В 1950—60—80-х — на­ча­ле 1990-х годов с кни­гой ра­бо­та­ли опыт­ные ху­дож­ни­ки, че­го се­го­дня не мо­жет се­бе поз­во­лить ни од­но из­да­тель­ство. И не поз­во­ля­ет».

Ис­пол­ни­тель­ный ди­рек­тор ас­со­ци­а­ции кни­го­из­да­те­лей Рос­сии Вла­ди­мир Со­ло­нен­ко рас­ска­зал, что кру­гом сво­их тем Гер­чук за­ни­мал­ся не все­гда. Хо­тя его ди­плом­ная ра­бо­та «Ху­до­же­ствен­ное оформ­ле­ние рус­ской клас­си­ки в пер­вое по­сле­во­ен­ное де­ся­ти­ле­тие» бы­ла по­свя­ще­на книж­но­му ис­кус­ству, по­сле нее он на­дол­го ото­шел от этой те­мы. Сна­ча­ла ра­бо­тал в ар­хи­тек­тур­но-ре­став­ра­ци­он­ных и эс­тамп­ной ма­стер­ских, пре­по­да­вал в учи­ли­ще, а в 1962 году на­чал ра­бо­тать в жур­на­ле «Де­ко­ра­тив­ное ис­кус­ство СССР», где пять лет был за­ве­ду­ю­щим от­де­лом ис­кус­ства со­юз­ных рес­пуб­лик. «Я ре­шил по­ли­стать жур­нал за пять лет: о чем он толь­ко не пи­сал! По­ехал в Минск — пи­шет о бе­ло­рус­ском ху­до­же­ствен­ном стек­ле, по­ехал в Во­лог­ду — пи­шет о зна­ме­нах из кол­лек­ции Во­ло­год­ско­го му­зея пер­вых по­сле­ре­во­лю­ци­он­ных лет», — рас­ска­зы­ва­ет Вла­ди­мир Со­ло­нен­ко. «Юрий Яко­вле­вич был един­ствен­ным че­ло­ве­ком, ко­то­ро­го я ре­гу­ляр­но встре­чал в "Ле­нин­ке"», — под­чер­ки­ва­ет он.

Дей­стви­тель­но, со­труд­ни­кам НИО ред­кой кни­ги РГБ Гер­чук был хо­ро­шо зна­ком не толь­ко как по­сто­ян­ный чи­та­тель. В 1984—1988 годах на­уч­ный со­труд­ник от­де­ла ред­ких книг РГБ Лео­нид Юни­верг ор­га­ни­зо­вал вме­сте с Ака­де­ми­ей ху­до­жеств на­род­ный уни­вер­си­тет «Ис­кус­ство кни­ги». Сре­ди тех, кто чи­тал там лек­ции, был Юрий Яко­вле­вич. За­ве­ду­ю­щая сек­то­ром му­зей­ной и вы­ста­воч­ной ра­бо­ты НИО ред­кой кни­ги Ма­рия Бо­ри­сов­на Зо­ло­то­ва вспо­ми­на­ет об об­ще­нии с Юри­ем Яко­вле­ви­чем и в рам­ках кон­кур­са «Ис­кус­ство шриф­та», где он был при­гла­шен­ным экс­пер­том: «Бы­ло очень ин­те­рес­но его слу­шать и на­блю­дать, с ка­ким ува­же­ни­ем он дер­жал кни­ги, ко­то­рые мы раз­би­ра­ли и ду­ма­ли, что по­ка­зы­вать кон­кур­сан­там, а что не по­ка­зы­вать. Он, ко­неч­но, очень хо­ро­шо знал наш фонд, знал, ка­кие из­да­ния хо­тел бы по­ка­зать. Это бы­ло при­ят­ное и в чем-то обу­ча­ю­щее при­сут­ствие».

 

 

       
 
Сайт создан при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ
Официальный сайт Российской государственной библиотеки
Новый сайт
Электронная почта
Свидетельство о регистрации средства массовой информации:
Эл № ФС 77-20215 от 13 декабря 2004 года.

При использовании материалов прямая ссылка
на сайт www.rsl.ru обязательна.