|
Где: Москва, ул. Воздвиженка, 3/5, Российская государственная библиотека, Музей книги
Когда: 14 мая 2015 года
Фото: Наталья Бабахина
В Музее книги прошло заседание «Книговедческих встреч», которое было посвящено презентации последней книги Юрия Яковлевича Герчука «Искусство печатной книги в России XVI—XXI веков», вышедшей в этом году. На встрече вспоминали выдающегося искусствоведа и многолетнего исследователя фондов НИО редкой книги РГБ, говорили о работе над книгой, немного рассуждали на темы, которыми занимался Герчук, — об искусстве книги и книжной графики.
Санкт-Петербургское издательство «Коло», в котором вышла последняя книга Герчука, специализируется на публикации книг по истории и теории архитектуры. Инициатором ее создания стал директор «Коло» Антон Викторович Вознесенский. Он познакомился с Герчуком на московской книжной ярмарке «Non-fiction» и предложил ему написать историю печатной книги в России. «До того как эта книга появилась, существовали издания по отдельным вопросам, которые она раскрывает, — рассказал Антон Викторович. — Но рядовому читателю хочется иметь общее представление о процессе. И именно такую книгу я представлял себе три или четыре года назад». Юрий Герчук сразу согласился и быстро приступил к работе. Заканчивал книгу он ценою героических усилий, уже будучи тяжело больным. «Книга Юрия Яковлевича завершает определенный этап в науке. В послесловии я написал, что не верю в то, что в ближайшее время может появиться труд, соразмерный по масштабу и уровню», — отметил Антон Вознесенский.
Судя по всему, книга Юрия Яковлевича подытоживает довольно значительный период в истории русского книгоиздания. Рассказывая о ней, Антон Вознесенский не случайно подчеркнул разницу между искусством книги, о котором писал Юрий Герчук, и дизайном, который является частью промышленной эстетики и имеет отношение к организации товарной массы. Целью дизайна является продажа, в отличие от произведения искусства, которое может иметь или не иметь своей целью продажу.
Фото: Наталья Бабахина
«В разные периоды истории книги коммерческая составляющая имела разное значение. На истории книги в России это особенно хорошо можно проиллюстрировать. До самых последних времен книга в России была менее товаром, чем где-либо еще. Этому способствовали разные экономические, политические, культурные условия. Коммерции на книгах тоже не было. Это давало возможность художнику работать спокойно, благодаря чему мы спустя четыреста и менее лет восхищаемся видом этих книг. В результате процессов, которые происходят в России последние двадцать лет, в истории искусства книги произошел гигантский слом. На первый план вышла коммерческая составляющая: глянец, накладное украшение, цвет, блеск, богатство материалов и так далее. В результате множество замечательных книг, достойных уважения и поклонения, остались в тени — это и книги прошлых веков, и советские книги. В 1950—60—80-х — начале 1990-х годов с книгой работали опытные художники, чего сегодня не может себе позволить ни одно издательство. И не позволяет».
Исполнительный директор ассоциации книгоиздателей России Владимир Солоненко рассказал, что кругом своих тем Герчук занимался не всегда. Хотя его дипломная работа «Художественное оформление русской классики в первое послевоенное десятилетие» была посвящена книжному искусству, после нее он надолго отошел от этой темы. Сначала работал в архитектурно-реставрационных и эстампной мастерских, преподавал в училище, а в 1962 году начал работать в журнале «Декоративное искусство СССР», где пять лет был заведующим отделом искусства союзных республик. «Я решил полистать журнал за пять лет: о чем он только не писал! Поехал в Минск — пишет о белорусском художественном стекле, поехал в Вологду — пишет о знаменах из коллекции Вологодского музея первых послереволюционных лет», — рассказывает Владимир Солоненко. «Юрий Яковлевич был единственным человеком, которого я регулярно встречал в "Ленинке"», — подчеркивает он.
Действительно, сотрудникам НИО редкой книги РГБ Герчук был хорошо знаком не только как постоянный читатель. В 1984—1988 годах научный сотрудник отдела редких книг РГБ Леонид Юниверг организовал вместе с Академией художеств народный университет «Искусство книги». Среди тех, кто читал там лекции, был Юрий Яковлевич. Заведующая сектором музейной и выставочной работы НИО редкой книги Мария Борисовна Золотова вспоминает об общении с Юрием Яковлевичем и в рамках конкурса «Искусство шрифта», где он был приглашенным экспертом: «Было очень интересно его слушать и наблюдать, с каким уважением он держал книги, которые мы разбирали и думали, что показывать конкурсантам, а что не показывать. Он, конечно, очень хорошо знал наш фонд, знал, какие издания хотел бы показать. Это было приятное и в чем-то обучающее присутствие».
|
|