Борис Стругацкий: «Чтение — это работа души»
Ушел из жизни последний из братьев Стругацких — корифеев жанра российской научной фантастики, на чьих произведениях выросло несколько поколений советских и российских читателей. В Российской государственной библиотеке хранятся экземпляры журналов с первыми публикациями писателей — «Техника молодежи» (№ 1, 1958) и «Ангара» (№ 4, 1968). По словам заместителя начальника управления системой фондов Российской государственной библиотеки Марины Честных, эти номера пользовались фантастической популярностью среди читателей: один из экземпляров «Ангары» был похищен сразу же после выхода номера. «Оставшийся экземпляр был зачитан до дыр и испещрен карандашными пометками, и чтобы избежать его потери, нам пришлось сделать ксерокопию и микрофильм, которые мы и выдаем на руки», — рассказала Марина Честных.
Сам Борис Стругацкий считал чтение «одним из высоких наслаждений, данных человеку, — так же, как музыка или живопись. Оно дает возможность сопереживания, что, по сути, есть "работа души". А, как известно, "душа обязана трудиться и день, и ночь, и день и ночь"». Рассуждая о развитии книги, Борис Натанович считал, что чтение электронных книг не повлияет на смысл чтения как «работу души», но был пессимистичен относительно будущего бумажных книг: «Преимущества электронной книги перед бумажной слишком очевидны. Разумеется, "бумага переживет компьютер", — просто удельный вес ее в культурном бытии станет заметно меньше. Как сделался уже в прошлом веке заметно меньше культурный вес театра в сравнении с кино. Вы просто поспрашивайте своих знакомых: как часто последние годы они посещали театр? А кино? Ответы производят ошеломляющее впечатление. Особенно, когда понимаешь, что и кино не главенствует сегодня, а видеоплейеры и компьютерные игры. Такое впечатление, что не столько даже Всемогущий Бог Электроники побеждает Мельпомену, Терпсихору и братьев Люмьер, сколько маленькая отдельная комнатка со своим собственным столом и своим экранчиком побеждает многолюдные и роскошные храмы зрелищ».
Борис Стругацкий был уверен, что в будущем чтением будет называться несколько иной, чем сегодня, процесс: «Это будет что-то вроде литературного караоке: чтение-сочинение-рисование и пение, наверное, объединенные неким простеньким сценарием. Разновидность настольной ролевой игры — „чтобы было весело и ни о чем не надо было думать“. Что же касается Великого таинства чтения, е-книги мало что изменят в этом процессе. Как всегда, это будет работа души, и я плохо представляю себе, как и зачем понадобится кому-нибудь „облегчать“ эту работу».
В книгах Стругацких можно найти прообраз интернета. По мнению Бориса Натановича, его распространение свидетельствует еще об одном эволюционном шаге: «Уже не только (и даже не столько) увлекает и захватывает сама „отловленная“ информация, но и процесс поиска доставляет наслаждение и делает счастливым. В прежние времена поиск информации тоже был способен дарить радость — какое наслаждение рыться в книгах, или листать архивы, или перебирать артефакты в запасниках! Но это всегда было наслаждение для немногих, для избранных, для аристократов духа. А интернет — для всех. Эти бесконечные яркие туннели поиска, неожиданные повороты и смены текстов, поражающие воображение картинки, и совершенно новые сведения, и наконец-то, что ты искал, уже не надеялся найти и все-таки нашел, — чувствуешь себя маленьким Колумбом, покорителем хаоса и в каком-то смысле даже творцом. Без всякого сомнения, интернет — это шаг по пути превращения homo sapiens (человека разумного) в homo ludens (человека играющего). А ведь это, похоже, и есть магистральная дорога эволюции».
|
Стругацкий не считал, что развитие интернета является причиной разрушения культуры чтения, и предлагал особое внимание уделять вопросам чтения в школах: «Будь моя воля, я вместо уроков литературы в школе учредил бы уроки чтения. На этих уроках подростки не занимались бы толкованием образов лишних людей и скучнейшими разборами письма Татьяны Онегину. На этих уроках они учились бы читать, учителя (квалифицированные читатели) доказывали бы им, что читать — это здорово. Чтобы из школы выходили ребятишки, точно знающие, что ничего интереснее, чем чтение, в жизни нет, живущие по принципу „ни дня без книжки“. Чтобы лучшими друзьями их были герои хороших книг, а поступки свои они соизмеряли бы с поступками героев. Может быть, этого и недостаточно, чтобы они выросли хорошими людьми, но уж грамотными они выросли бы обязательно».
При этом Борис Стругацкий был скромен как в своей оценке влияния собственного творчества на читателей, так и роли книг в целом на нравственное развитие человека: «Смешно и невозможно относиться к читателю как к некоему питомцу, взращенному на твоих книгах, — его взрастила матушка Жизнь, и в этой жизни книга твоя — лишь малая кроха, искорка, элементарная частица бытия, способная, конечно, на многое: поддержать, укрепить, убедить, — но отнюдь не способная изменить, трансформировать, „превратить“. Все книги мира не способны на это — иначе почему благополучно произрастают среди нас подлецы, жулики, лжецы, моральные уроды. Все они поголовно грамотны. Большинству из них приходилось читать. Книг, которые учат быть лжецом, жуликом и моральным уродом, не существует. Все они учат обратному. И тем не менее… Ладно, будем считать, что негодяи и подлецы просто читают недостаточно. Господи, но сколько подлецов и негодяев среди тех, кто читает много! У кого, можно сказать, профессия — читать. И которым хорошая книга (плохих не бывает, даже бойцов гитлерюгенда ихние излюбленные Карлы Меи учили, что бить слабейшего и заниматься доносительством дурно), которым вся армия хороших книг не помогла стать хорошими. „Знать, хорошие книжки ты в детстве читал…“ Прекрасно сказано, но и такое удачное детство ни от чего не гарантирует».
20.11.2012