|
Место проведения: Москва, ул. Воздвиженка, 3/5, стр. 1, Дом Пашкова, читальный зал отдела рукописей РГБ (Румянцевский зал)
Время проведения: 17—26 июня 2014 года
Выставка «Сергий Радонежский. Подвижник земли Русской», 15 апреля — 4 мая 2014 г. (Flickr)
Виртуальная выставка «Сергий Радонежский и его ученики»
Выставка «Ученики преподобного Сергия Радонежского» (Flickr)
Слева: Акафист Сергию Радонежскому. 1761—1762. Полуустав и скоропись. Л. 2 — Гравюра-вклейка
«Преподобный Сергий Радонежский чудотворец». Гравированные заставки на события из жития Сергия,
вырезанные из печатного издания. НИОР РГБ, ф. 214 (Собрание Оптиной пустыни), № 171.1.
Справа: Шитый покров на мощи преподобного Сергия Радонежского (фрагмент). Сер. XV век.
В Румянцевском зале Научно-исследовательского отдела рукописей РГБ открылась выставка, приуроченная к юбилейной дате — 700-летию преподобного Сергия Радонежского. Большая выставка, посвященная жизни и деятельности преподобного, проходила в марте этого года в выставочном зале РГБ. При подготовке настоящей, более камерной, экспозиции было решено основное внимание уделить ученикам святого, продолжателям его иноческого делания.
В название выставки внесены слова из жития преподобного: «Тако умножится стадо учеников твоих, и по тебе не оскудеют». Однажды, когда преподобный Сергий молился в уединении о своих иноках, ему было видение: небеса озаряются чудесным светом и к келии слетаются птицы «зело прекрасны», во множестве окружают святого, прообразуя его учеников, которых будет много и при его жизни, и после него число их не уменьшится.
Преподобный Сергий удалился в пустыню, ища уединения. После того как к нему пришли первые ученики, их долгое время было ровно двенадцать, по числу апостолов; однако впоследствии число иноков в обители значительно возросло, а некоторые из них основали свои обители с тем же общинножительным уставом, который был принят в монастыре Святой Троицы. Считается, что учеников и духовных друзей Сергия, основавших новые монастыри, было около сорока, и около пятидесяти иноков этих монастырей создали свои обители.
Архиепископ Никон (Рождественский), автор изданного в Сергиевом Посаде в 1885 году «Жития Сергия Радонежского», в своей книге, макет которой, украшенный гравюрами Рашевского, представлен на выставке, две главы посвящает ученикам преподобного: тем, что жили в родной обители, и тем, что служили Господу за ее пределами.
Справа: Службы и житии Сергия и Никона Радонежских. 1768. Скоропись. Л. 1, 120 об. — писцовые записи
Александровских управительных дел подканцеляриста Ивана Зубова. Л. 1, об. — выходная миниатюра
в красках с изображением преп. Сергия. Л. 2 — оглавление. НИОР РГБ, ф. 178/I (Музейное собрание), № 3061.1.
Слева: Собрание повестей и сказаний. Кон. XVIII — нач. XIX века. Скоропись. Л. 1 об. — 26 об. — «Повесть
о Мамаевом побоище». Л. 17 об. — «Послание от игумена Сергия». Л. 19 — рисунок «Поединок Пересвета
и Челубеем». Перо, раскраска. НИОР РГБ, ф. 344 (СОбрание Шибанова П. Н.), № 186.
О многих из них мы узнаем из жития, которое было тщательно и любовно составлено учеником Сергия, иноком Троице-Сергиева монастыря, замечательным русским духовным писателем Епифанием Премудрым, в 1417—1418 годах, то есть спустя четверть века после кончины святого. Это житие в середине XV века частично переработал и дополнил новыми чудесами книжник и агиограф Пахомий Логофет (заказ на эту работу он получил, по-видимому, в связи с обретением мощей в 1422 году и причислением преподобного к лику святых). В дальнейшем житие неоднократно переписывалось, переделывалось, дополнялось новыми чудесами.
Существует множество списков жития Сергия разных редакций, и вопрос о количестве этих редакций в науке еще не считается решенным. Но так или иначе, в списках, представленных в экспозиции, а самые ранние из них датируются XV веком, мы видим и рассказ о чудесном видении Сергия, и главу об Исааки молчальнике, которого преподобный благословил на иноческий подвиг, и повествование о победе над Мамаем, в которой благословение и молитвенная помощь игумена Троицкого монастыря сыграли неоценимую роль (изображение битвы инока Троицкого монастыря Александра Пересвета, которого Сергий благословил на брань, с воинственным татарином Челубеем видим мы на миниатюре из сборника конца XVII века). Списки жития поведают нам и о создании новых монастырей — Киржачского, Андроникова, Симонова, Голутвинского и других — самим Сергием или его иноками.
Помимо списков жития Сергия, на выставке можно познакомиться с рукописями житий и служб его преподобных ученикам Никону Радонежскому, Савве Сторожевскому, Афанасию Высоцкому, Авраамию Галицкому (иначе — Чухломскому), Кириллу Белозерскому, Григорию Пелшемскому. В интереснейшем сборнике начала XVI века мы находим жития святых Дмитрия Прилуцкого, Павла Обнорского, Саввы Сторожевского и Стефана Махрищского. Последнего святого, правда, нужно отнести не к ученикам Сергия, но к его друзьям и собеседникам, как и святителя Стефана Пермского, житие которого, украшенное миниатюрой, также представлено на выставке. В певческом сборнике XVII века помещена служба преподобному Кириллу Белозерскому на крюковых нотах.
Слева: Житие преподобного Сергия Радонежского. XVI в. Полуустав. Л. 1 — Житие преподобного
и богоносного отца нашего Сергия чудотворца. Л. 165 об. — Слово похвально преподобному отцу нашему
Сергию. НИОР РГБ, ф. 304/I (Соб. Троице-Сергиевой лавры), № 698.
Справа: Вид Московского ставропигиального Симонова монастыря. Монастырь основан в 1370 году по благословению св. Сергия Радонежского его учеником и племянником – преподобный Федором. Преподобный Сергий Радонежский считал Симонов монастырь «отраслью» своей Троицкой обители и всегда останавливался здесь, приходя по делам в Москву.
Посетитель выставки увидит списки житий наиболее известных и наиболее почитаемых на Руси святых — учеников Сергия. А те святые, жития которых редко встречаются в рукописях, перечислены в «Книге, глаголемой Описание о российских святых». Эта книга представляет собой перечень русских святых, о каждом из которых написано всего по две-три строки, но если святой был учеником преподобного Сергия, об этом непременно упоминается.
На выставке представлена настоящая реликвия из фондов отдела рукописей — Евангелие, принадлежавшее ученику и ближайшему преемнику Сергия — преподобному Никону Радонежскому, — пергаменная рукопись рубежа XIV—XV веков.
Надо заметить, что в рукописной книжной традиции житие Сергия и служба ему очень часто соседствуют с житием и службой Никону Радонежскому, и рукопись, завершающая экспозицию, представляет собой именно такой сборник. Особенность ее в том, что она была переписана с печатного издания 1646 года, где житие Сергия вышло в редакции Симона Азарьина, дополненное новыми чудесами.
В отдельной витрине помещены три прекрасных юбилейных издания 2014 года — альбом, изданный Троице-Сергиевой лаврой, и каталоги выставок в Музее древнерусского искусства им. Андрея Рублева и в Государственном историческом музее. Последняя продлится до 13 октября 2014 года, на ней представлено несколько замечательных памятников из фондов отдела рукописей РГБ.
Слева: Сборник богослужебный, певчий. Вторая пол. XVII века. Полуустав и скоропись. Л. 23 — служба
на память преподобного отца нашего Кирилла игумена Белозерского . НИОР РГБ, ф. 218 (собрание отдела
рукописей), № 101.
Справа: Служба и житие Кирилла Белозерского. XVII век. НИОР РГБ, ф. 310 (Собрание В. М. Ундольского),
№ 1166.
|
|