|
Где: Москва, ул. Образцова, д. 11, Еврейский музей и Центр толерантности
Когда: 20 апреля — 3 июля 2016 года
В Москве открылась выставка из фондов Российской государственной библиотеки, Еврейского музея и Центра толерантности, Музея истории евреев в России «Служение сердцем. Хасидизм: цадики, реликвии, книги». Проходит она в Еврейском музее и Центре толерантности в Москве при поддержке Банка ВТБ.
Фото: пресс-служба Еврейского музея и Центра толерантности.
Выставка рассказывает об истории хасидизма — одного из крупных течений в иудаизме, возникшего в XVIII веке и стремительно распространившегося среди евреев Польши, Украины, Литвы, Белоруссии, России. Хасидизм ставил горячую веру и искреннюю молитву выше жестких догм и правил служения. Простые люди искали в религии ободрения, утешения, поддержки, радости, а не сухих правил и догм. Возможно, именно поэтому хасидизм так быстро завоевал большое число последователей.
Вера в чудо, в мистику, пронизывающую повседневную жизнь, в бытовое «волшебство» — это то, что было близко и понятно многим. Появились и новые лидеры — цадики, которые стали своеобразными «проводниками» от человека к Богу. Цадики-праведники исцеляли людей, творили чудеса, их молитвы «работали» сильнее, чем молитва обычного человека. Личные вещи, портреты, даже предметы, к которым просто прикасался цадик, считались сильными защитными амулетами.
На выставке в Еврейском музее вы увидите, например, портрет цадика р. Шаи Штейнера, использовавшийся как амулет, защищающий от мышей и крыс, и киддушный бокал (стакан для вина, которое пьют, читая молитву — киддуш), выплавленный из серебряных монет, принадлежавших праведнику.
Фото: пресс-служба Еврейского музея и Центра толерантности.
Добрый баалшем
Основателем хасидизма был раби Исраэль бен Элиэзер (1700—1760), известный позже как раби Исраэль Бааль-Шем-Тов, или Бешт. Выросший в небольшом местечке на границе Подолии и Валахии, рано осиротевший, обучавшийся «за казенный кошт», Исраэль стал религиозным мистиком. Он странствовал по городам и деревням, выступал в качестве баалшема, знахаря, излечивающего от болезней амулетами, травами и молитвами, предсказывал будущее. Его стали называть добрым баалшемом, Бааль-шем-тов (отсюда путем письменного сокращения образовалось впоследствии прозвище Бешт).
Вскоре Бааль-Шем-Тов становится не только целителем, но и вероучителем. Он говорит о том, что в служении важно не знание правил и обрядов, а истинная вера, горячая молитва и рвение. Примерно в 1740 году Бешт поселяется в городе Меджибоже, собрав вокруг себя учеников и последователей. Он не публиковал книг, не выступал с проповедями и не разрешал записывать свои беседы. Таким образом, при его жизни учение распространялось лишь изустно, от него к его ближайшим ученикам, а от них дальше — в города, местечки и села, где жили евреи и были еврейские общины.
Первая печатная хасидская книга «Толдот Яков-Йосеф» вышла только через двадцать лет после смерти Бааль-Шем-Това — в 1780 году. В книге подробно рассказывалось об учении Бешта и содержались нападки на традиционные общины. Поэтому да еще потому, что в книге не было рекомендаций других религиозных авторитетов («гаскамот»), большую часть первого тиража сожгли. Однако книга выжила и не раз переиздавалась (в библиотеке Шнеерсонов есть ее экземпляр, изданный в 1858 году).
Фото: пресс-служба Еврейского музея и Центра толерантности.
Хохма, бина, даат
Хасидизм — не монолитное явление, в нем выделяются разные течения. Одно из известнейших — ХАБАД (от слов «хохма», «бина», «даат» — «мудрость», «понимание», «знание»). Основатель его — раби Шнеур-Залман (Альтер Ребе, 1745—1812). С точки зрения раби Шнеура-Залмана, хасидизм — прежде всего, интеллектуальное течение, а главная задача цадика не творить чудеса, а помогать хасидам в познании Бога, учить их следовать путям Торы.
На выставке вы можете увидеть «Сидур» (молитвенник), составленный Альтер Ребе в 1803 году. Его тираж был практически полностью утрачен, но один экземпляр сохранился в библиотеке Шнеерсонов. Это одна из жемчужин выставки, и на нее стоит обратить внимание — «Сидур» не так бросается в глаза, как круглые меховые шапки хасидов или печатный станок, соседствующие с ним на витринах, но для знающего человека это настоящая ценность.
Библиотека Шнеерсонов
Для хасида, как мы уже говорили, любая вещь, принадлежавшая цадику, становится настоящей драгоценностью. Особняком здесь стоят книги, в которых ценно не только прикосновение праведника, но и содержание — мудрость изречений, мыслей, рассуждения и комментарии к священным текстам.
Книжное собрание Шнеерсонов зародилось на рубеже XVIII—XIX веков, передавалось от отца к сыну, пополнялось и расширялось. В 1915 году, опасаясь приближения германской армии, Дов-Бер Шнеерсон и Йосеф-Ицхак Шнеерсон переправили книги в Москву, где разместили их в одном из помещений Кокоревских складов на Софийской набережной. После революции книги были национализированы и отправлены в Румянцевский музей, который в 1924 году был переименован в Государственную библиотеку имени В. И. Ленина. Сейчас это Российская государственная библиотека.
Фото: пресс-служба Еврейского музея и Центра толерантности.
Много лет книги оставались в архивах, доступ к ним был ограничен. И вот сейчас, благодаря работе сотрудников Российской государственной библиотеки, они «вышли из подполья».
Любой человек может прийти в читальный зал Российской государственной библиотеки в Еврейском музее и Центре толерантности, взять книгу из собрания Шнеерсонов, прочитать святые для хасидов слова или просто прикоснуться к истории, перелистав страницы.
Выставка «Служение сердцем. Хасидизм: цадики, реликвии, книги» интересна не столько яркостью, сколько глубиной. За каждым экспонатом — своя история, свой нелегкий путь.
Один из создателей выставки, сотрудник Музея истории евреев в России Илья Баркусский говорит, что это первая выставка, в которую вошли книги из библиотеки Шнеерсонов. И, конечно, это большой труд.
Этот труд — работу сотрудников отдела РГБ в Еврейском музее по оцифровке всех сокровищ библиотеки Шнеерсонов — особо отметила на открытии выставки Наталья Юрьевна Самойленко, заместитель генерального директора Российской государственной библиотеки по внешним связям и выставочной деятельности. Она произнесла фразу, под которой готовы подписаться сотрудники РГБ, сделавшие все, чтобы коллекция Шнеерсонов не лежала мертвым молчаливым грузом, а была доступна в электронном виде любому человеку в любом уголке планеты: «Книги должны говорить».
Фото: пресс-служба Еврейского музея и Центра толерантности.
|
|