|
В преддверии 2015 года, объявленного Годом литературы в России, издательство «Пашков дом» выпустило новый комплект открыток — своеобразную антологию под названием «Русские поэты XVIII—XX веков: Слово и Образ». В нее вошли хрестоматийные произведения мастеров русского поэтического слова и гравюры главного художника издательства «Пашков дом» Валерия Владимировича Покатова. Портреты поэтов выполнены в старейшей гравировальной технике — ксилографии, которая требует колоссального упорства и кропотливости и в которой сегодня отваживаются работать далеко не многие.
Валерий Владимирович Покатов — художник, президент Российской ассоциации экслибриса Международного союза книголюбов. Графические произведения Покатова находятся в российских и зарубежных музеях, частных коллекциях в Австрии, Англии, Германии, Италии, Испании, Китае. Около сорока лет художник работает в области книжного оформления и иллюстрирования книжных изданий. Значительная часть иллюстраций выполнена в технике ксилографии — тонкой, благородной, но переживающей сегодня не лучшие времена.
Многие свои работы мастер посвящает русской литературе: это портреты поэтов, писателей, иллюстрации к произведениям отечественных классиков. В настоящий комплект открыток вошли образы и стихотворения двенадцати русских поэтов: Михаила Ломоносова, Александра Пушкина, Михаила Лермонтова, Алексея Толстого, Игоря Северянина, Ивана Бунина, Анны Ахматовой, Александра Блока, Ивана Крылова, Дениса Давыдова, Федора Тютчева, Валерия Брюсова.
Валерий Владимирович Покатов
О ксилографии
Мы спросили Валерия Владимировича, чем так привлекательна для него эта техника. Вот что он ответил:
«Сорок лет назад я выполнил первую гравюру на дереве. С того достопамятного момента гравюра как вид тиражной графики стала частью моей творческой биографии и наконец судьбой. Чем она меня привлекает? Если кратко, то древней и славной историей, благородством, сопротивлением материала, тем, что не терпит поспешности, суеты и не прощает ошибок. А еще привлекает родством с книгой. Известно, что первые печатные книги были нарезаны на деревянных формах. И даже тогда, когда шрифты стали наборными, иллюстрации еще очень долго печатались с деревянных форм, награвированных мастерами».
Сегодня для искусства ксилографии настали трудные времена, мастеров, работающих в этой технике, очень мало.
«Издательства практически не заказывают художникам иллюстраций в технике ксилографии, — говорит Валерий Владимимрович, — это экономически невыгодно. К тому же гравюра создается длительное время. Когда художник закончит серию иллюстраций, книга может стать уже неактуальной. В условиях рынка это недопустимо. Существует еще очень много причин, о которых в двух словах не скажешь. Главное — нет художественного, культурного и идеологического запроса на гравюру со стороны творческих союзов, Министерства культуры, Академии художеств, Агентства по печати и массовым коммуникациям. Раньше такой запрос был».
Многое для популяризации ксилографии делает Московский университет печати, большая работа ведется и Международным союзом книголюбов.
«В 2014 году, — рассказывает художник, — прошел Седьмой молодежный и студенческий конкурс "Первые шаги", вовлекший все больше и больше молодежи из России и других стран к созданию книжных знаков в тиражных техниках, в том числе в технике ксилографии. Есть результаты, они обнадеживают, вселяют уверенность, что у ксилографии есть будущее».
Как приобрести комплект открыток
|
|