|
Где: Москва, ул. Воздвиженка, 3/5, стр. 1, Российская государственная библиотека, Дом Пашкова, Румянцевский зал отдела рукописей
Когда: 6 июля— 20 августа 2017 года
Вход: по читательскому билету РГБ
Выставка, открывшаяся 6 июля 2017 года в Румянцевском читальном зале отдела рукописей Российской государственной библиотеки, возвращает нам имя сказочника, писателя и художника, символиста и модерниста, человека, защищающегося от реальности игрой, которая длилась больше пятидесяти лет — Алексея Михайловича Ремизова.
Почтовая открытка с изображением Алексея Михайловича Ремизова. ОР РГБ, Ф. 109 (Архив В. И. Иванова),
к. 33, ед. хр. 54.
Алексей Михайлович Ремизов. Роман «Часы». — СПб., 1908. С дарственной надписью автора Валерию Яковлевичу Брюсову на авантитуле книги. ОР РГБ, Ф. 386 (Архив В. Я. Брюсова), книги, 308
|
Ведь не может же быть, чтобы все так и было, как видится, не может быть, чтобы была в мире неправильность, иначе что же? Издевательство какое-то, ерунда на постном масле!
Алексей Ремизов, «Суд Божий»
|
Жизнь
Алексей Михайлович Ремизов — один из самых оригинальных писателей XX века. Родился он 24 июня (6 июля) 1877 года в богатой купеческой семье в Москве. С детства любил рисовать, музицировать, в семь лет написал свой первый рассказ.
В 1895 году окончил Александровское коммерческое училище в Москве и поступил вольнослушателем в Московский университет. Как и многие студенты того времени, входил в запрещённые политические кружки. В 1896 году был арестован за участие в столкновении студентов с полицией на демонстрации в память о событиях на Ходынском поле (массовой давке в дни торжеств в честь коронации Николая II, в которой погибли 1379 человек и были покалечены более 900). Как участника кружка, Ремизова обвинили в организации беспорядков и сослали сначала в Пензу, а потом в Вологодскую область. В ссылке Алексей Ремизов провёл около шести лет.
В Вологде Алексей Михайлович начинает публиковаться: печатает первые тексты в газете «Курьер». В 1902 году выходит его первое произведение, «Плач девушки перед замужеством», подписанное псевдонимом Николай Молдаванов.
В 1905 году Ремизову разрешено вернуться в Петербург. Здесь он начинает работать в журнале, издаваемым Вячеславом Ивановым «Вопросы жизни», знакомится с Александром Блоком, Андреем Белым, Валерием Брюсовым. В 1907 году выходят сборники стилизованных сказок — «Лимонарь» и «Посолонь». А в 1912 году произведений Алексея Михайловича набирается уже на восьмитомное собрание сочинений!
Между революцией и литературой Алексей Ремизов совершенно определённо выбрал литературу. Революции посвящено его произведение «Слово о погибели русской земли» — название красноречиво говорит об отношении писателя.
В 1921 году Алексей Михайлович Ремизов выехал на лечение в Берлин. В Россию он уже больше не возвращался. В ноябре 1923 года семья Ремизовых переезжает в Париж. Ещё в 1903 году в Вологде он женился на Серафиме Павловне Довгелло — историке, археологе, этнографе. В 1904 году родилась дочь Наталья. Когда в 1943 году Серафима Павловна умерла, Ремизов погрузился в депрессию и до последних дней тосковал по жене. Умер Алексей Михайлович Ремизов 26 ноября 1957 года в Париже, похоронен на кладбище Сен-Женевьев-де-Буа.
Главный архивист отдела рукописей и куратор выставки Анна Евгеньевна Родионова показывает выставку студентам исторического факультета Высшей школы экономики, проходящим сейчас практику в отделе рукописей. Дом Пашкова РГБ, Румянцевский читальный зал. 07.07.2017.
Фото: Мария Колосова / РГБ
Игра
В 1916—1917 годах возникает Обезьяний орден. Шутка, возникшая из игры с племянницей, стремительно обрастающая подробностями, со временем вырастает в целую систему, стройную и продуманную — Обезьянья великая и вольная палата. Во главе её стоял царь обезьяний Асыка-Валахтантарарах-тарандаруфа-Асыка-Первый-Обезьян-Великий (впервые он появился в пьесе Ремизова «Трагедия о Иуде принце Искариотском» в 1908 году). От имени царя, которого никто никогда не видел, грамоты и награды распределял канцеляриус — сам Алексей Михайлович Ремизов. У ордена были свои конституция и манифест, принимались в него люди творческие, неординарные и близкие по духу.
Алексей Ремизов, прекрасно рисовавший, сам оформлял грамоты. Каждому члену ордена присваивался титул и новое имя. Первые были вручены в 1908 году, последняя датирована 1957 годом, годом смерти Ремизова. На выставке в Румянцевском читальном зале вы можете увидеть сразу две такие грамоты — а всего их было выдано 345 за почти полувековую историю существования ОБЕЗВЕЛВОЛПАЛа. Членами Обезьяньей великой и вольной палаты были Максим Горький, Михаил Пришвин, Михаил Кузмин, Николай Гумилев, Иван Бунин, Анна Ахматова, Александр Блок, Андрей Белый, Василий Розанов, Юрий Анненков, Лев Бакст, Борис Пильняк и другие. Александр Блок, например, носил звание кавалера обезьяньего знака I степени с заяшным глазом, Анна Ахматова — кавалер обезьяньего знака I степени с беличьими коготками, Лев Бакст — обезьяний старейшина, известный пушкинист Павел Щёголев — старейший князь обезьяний, кавалер знака I степени с хвостом и лапой.
На одной из витрин выставки — книга Елены Обатниной «Царь Асыка и его подданные: Обезьянья великая и вольная палата Алексея Михайловича Ремизова в лицах и документах» (СПб. : Изд-во Ивана Лимбаха, 2001). В ней подробно описана история ОБЕЗВЕЛВОЛПАЛа и люди ордена. Но вот грамоты из фонда отдела рукописей РГБ в этой книге не упомянуты: исследователь просто не знала о них.
Алексей Михайлович Ремизов. Шуточные грамоты Обезьяньей великой и вольной палаты, выданные Софье Юльевне Прегель. Париж, 1947 и 1948. Автограф.
ОР РГБ, Ф. 218 (Собрание отдела рукописей), к. 1295, ед. хр. 1
Творчество
Анна Евгеньевна Родионова, главный архивист отдела рукописей, куратор выставки, уверена, что, несмотря на то что в РГБ нет фонда Алексея Михайловича Ремизова, материалов из других фондов хватит, как минимум, ещё на одну такую же выставку — так интересно и многогранно его творчество: литературные произведения, рисунки, газетные и журнальные публикации, мемуары.
Экспозиция выставки включает творческие рукописи Алексея Михайловича Ремизова: сказки «Золотой волк», «Лис преподобный», «Кузька-Кузюшка», «Сторона небывалая»; рассказы «Изошел», «Огневица», «Звёзды», повести, очерки. Часть рукописей — из издательского портфеля Соломона Абрамова. В основном, это те произведения, которые были созданы в России. А вот материалы французского периода — из фонда № 503, Натальи Владимировны и Исаака Вениаминовича Кодрянских, ещё ждут своего времени.
Алексей Михайлович Ремизов знал и кириллицу, и глаголицу. В экспозиции — автограф Ремизова, сделанный на глаголице. Глаголицей он активно пользовался при оформлении своих рукописей.
Вы познакомитесь и с Ремизовым-исследователем. Алексея Михайловича интересовала скоропись. Он находил и покупал столбцы XVII века, расшифровывал их и издавал в периодической печати. Скорописи отведена витрина в каталожной комнате отдела рукописей.
Алексей Михайлович Ремизов. «Голодная песнь». Отрывки. 1918. Автограф. Глаголица и кириллица.
ОР РГБ, Ф. 1 (Архив С. А. Абрамова), к. 1, ед. хр. 35
<...> Понимаешь ли ты, самодовольная и торжествующая обезьяна, хоть что-нибудь в моей жизни и в моей воле, можешь ли ты вызвать под своим тупым черепом хоть отдалённые мысли, хоть намёк о моём труде? Знаешь ли ты хоть что-нибудь о той боли, какая жжёт меня, о той тревоге и муке, в которой проходит моя жизнь наяву и во сне? Снились ли тебе сны мои и играло ли сердце твоё от радости, заливавшей душу мою, от той радости, от которой светится весь мир — дышат камни, оживают игрушки, глядят, разговаривают звёзды, и разрывалось ли сердце твоё от тоски и скорби, которая обугливала всякий блеск и свет? Нет, ты дрыхнешь и тебе ничего не снится, нет, ты не страждешь, ты только орёшь от голода и визжишь от похоти, и нет звёзд над тобой. Как же ты, нищая духом, можешь посягать на мою волю и распоряжаться моим трудом, который есть одна живая боль? <...>
Большой раздел выставки — переписка Ремизова с Евгением Ивановичем Замятиным, Всеволодом Эмильевичем Мейерхольдом, Софией Юльевной Прегель, Ларисой Михайловной Рейснер, Валерием Яковлевичем Брюсовым. Представлены издания Алексея Ремизова из библиотеки Валерия Брюсова с дарственными надписями автора. Привлекают внимание фантастические рисунки Ремизова. А на фотографиях вы можете увидеть, как выглядел Алексей Михайлович Ремизов.
Открывая выставку «Сказочный мир Алексея Михайловича Ремизова в документах и рисунках», Виктор Фёдорович Молчанов, заведующий отделом рукописей, напомнил, что РГБ хранит больше материалов Алексея Ремизова, чем любая другая библиотека. И это собрание рукописей и автографов ещё ждёт своего исследователя. Возможно, этими исследователями станут студенты исторического факультета Высшей школы экономики, проходящие сейчас практику в отделе рукописей. Анне Евгеньевне Родионовой и её коллегам — Ольге Николаевне Радеевой и Анне Евгеньевне Синдеевой — удалось так точно, глубоко и интересно подобрать материалы для выставки, что будущие историки не могли остаться равнодушными.
«Мы все рождаемся в мире, чтобы нас ласкала царевна Мымра, но всех нас пожирает зловонная змея Скарапея, — таков грустный смысл ремизовских книг», — писал о рассказах Алексея Михайловича Ремизова Корней Иванович Чуковский. Может быть, поэтому имя Ремизова так мало известно широкой публике. А выставка в Румянцевском читальном зале возвращает его из небытия.
Алексей Михайлович Ремизов. Письмо к Соломону Абрамовичу Абрамову. 23 мая 1919.
ОР РГБ, Ф. 1 (Архив С. А. Абрамова), к. 4, ед. хр. 39
|
|