|
Где: Москва, ул. Воздвиженка, 3/5, корп. 1, Российская государственная библиотека, Дом Пашкова, читальный зал НИО рукописей РГБ
Когда: 1—30 сентября 2015 года
В читальном зале научно-исследовательского отдела рукописей РГБ открыта выставка к 145-летию со дня рождения Александра Ивановича Куприна. Это источники из личного архива писателя, а также из других фондов, в которых сохранились письма, автографы, фотографии Куприна — из собрания Антона Павловича Чехова, Владимира Галактионовича Короленко, архива газеты «Русское слово» и других.
В первую очередь на выставке представлены рукописи из архива самого Александра Ивановича Куприна (ф. 392), образованного в 1959 году. В него вошли творческие рукописи и письма писателя, воспоминания о нем, фотографии, материалы родственников.
Первые документы, связанные с именем Куприна, поступили в Государственную библиотеку им. Ленина еще при жизни писателя, в 1931—1937 годах: например, полный послужной список, составленный в 1893 году во время службы Куприна в 46-м пехотном Днепровском полку, дружеское послание к писателю Арсению Альвингу. После этого значительный комплекс материалов, составивший ядро архива писателя, поступил в 1955 году от двух его племянниц — Надежды Ивановны Нат и Софьи Станиславовны Непомнящей. Близкий друг Куприна Евсей Михайлович Аспиз в 1958 году передал в отдел рукописей альбом автографов писателей и артистов, посещавших Балаклаву, где жил Куприн, а впоследствии — несколько его писем.
В 1960 году Людмила Сергеевна Врангель передала в дар отделу рукописей библиотеки 24 адресованных ей письма Куприна (1922, 1925) и свои воспоминания о нем. В 1965 году от Николая Константиновича Вержбицкого поступили материалы, связанные с последними годами жизни писателя, среди них — его последний рассказ «Тень Наполеона», переписанный женой, Елизаветой Морицовной Куприной, воспоминания 1937 года о Горьком и о годах, проведенных в эмиграции, письма и фотографии.
Часть материалов, в основном письма Алесандра Ивановича Куприна, поступали в разные годы от разных лиц: в 1967 году автограф заметки «Еще раз» поступил от А. Г. Савченко, в 1977 году А. Я. Полонский (Париж) предложил автограф XXVIII главы романа «Юнкера», который, в частности, можно увидеть на выставке.
Основная часть рукописей Куприна собрана в фонде 392, но некоторые материалы принадлежат к другим фондам. Например, в фонде 331 хранится 19 писем писателя к Антону Чехову и автограф статьи памяти Чехова, в фонде 135 — письмо к Владимиру Галактионовичу Короленко, в архиве газеты «Русское слово» (фонд 259) — письма Куприна редакторам, в фонде 437 — три письма 1919 года к Михаилу Петровичу Гальперину.
Одно из писем Куприна к Чехову, написанное в январе 1902 года, — одно из свидетельств его разносторонности, желания как можно больше познать и уметь делать в жизни: «Приехав осенью в Москву, я хотел было, по Вашему совету, попробовать поступить в Художественный театр, но когда увидел, сколько туда нахлынуло к тому времени особ обоего пола, жаждущих того же самого, то сконфузился и испугался своей смелости. Нечто подобное я видел только один раз в своей жизни — именно на экзамене в Академию генерального штаба, где на 60 вакансий явилось около 1000 человек...».
На выставке можно увидеть материалы, связанные с писателем, которые поступили в отдел рукописей в составе коллекций: в фонде Абрамова (ф. 1) находится автограф рассказа Куприна «Мысли Сампсана XXXII о людях, животных, предметах и событиях» (1916), в фонде Рыковского (ф. 421) — афоризмы, адресованные Миллю [Казимиру Ромуальдовичу, писателю], в фонде Десницкого (ф. 439) — фотография 1914 года с дарственной надписью актеру Н. Н. Ходотову, а в фонде Данилевского (ф. 438) — шуточное приветствие Федору Федоровичу Фидлеру, переводчику, педагогу, собирателю частного литературного музея, в день его рождения (1906).
Очень интересны старые фотографии, показывающие писателя в возрасте семи лет, портреты его родителей Ивана Ивановича и Любови Алексеевны Куприных, многочисленные снимки писателя в кругу семьи: с женой Елизаветой Морицовной и дочерью Ксенией.
Машинописная рукопись племянника писателя Георгия Ивановича Можарова «Молодой Куприн» живописует знаменитого дядю: «Даже в моих ранних детских воспоминаниях с представлением о Куприне неразрывно связывается спорт. Человек могучего сложения и атлетической силы, Куприн занимался почти всеми видами спорта — вплоть до французской борьбы, которая в то время еще только начинала появляться у нас в России. Мне думается, что в спорте он видел прекраснейшее и совершеннейшее проявление той примитивной телесной силы, которую он чуть ли не боготворил в человеке. Своей собственной силой и ловкостью он страшно гордился и иногда прямо-таки тщеславился по-мальчишески. Помню, как однажды он „выжал“ на ладони (как атлеты „выжимают“ гири) мою мать — женщину весьма солидную и увесистую».
Через документы на выставке можно увидеть, как писатель пытался приспособиться к жизни в послереволюционной России, какие мысли одолевали его в эмиграции, что заставило его вернуться на Родину. Об этом стенограмма его беседы с Горьким, письма друзьям, интервью «Известиям» с правками.
«Швыряет нас, точно куски пробки на океанских волнах — туда-сюда, сюда-туда... Ах, как мир нуждается в любви. И почему эта простая, насущная истина никому не ясна? Ощетинились все, оскотинились, везде оскаленные морды и захлебывающееся рычание. Как тяжело в Париже, если бы вы знали, дружочек!» — цитата из письма Куприна баронессе Людмиле Сергеевне Врангель и дала название этой выставке.
|
|