|
Место проведения: Москва, ул. Воздвиженка, 3/5, РГБ, 3 подъезд, 3 этаж, Голубой выставочный зал
Время проведения: 13 марта — 1 апреля 2014 года
Апостол. — Москва: Тип. Ивана Федорова и Петра Тимофеева Мстиславца, 1 марта 1564. Экземпляр
из собрания купца Егора Егоровича Егорова (1862/1863—1917). Музей книги РГБ.
В Голубом зале РГБ работает выставка, посвященная 450-летию выхода в свет «Апостола» Ивана Федорова. Впервые в одном зале собраны многочисленные издания книги, как московские, так украинские и белорусские. Кроме этих выдающихся произведений кириллической печати, на стендах РГБ можно увидеть рукописи как часть неразрывной традиции рукописной и печатной книги.
В 2014 году исполняется 450 лет со времени издания в Москве первой датированной печатной книги — «Апостола», одной из основных в круге богослужебных книг, в которой содержатся первые образцы толкования учениками Христа его проповедей.
«Апостол», как и Евангелие, бытовал на Руси в двух основных вариантах — в одном тексты располагались последовательно (к нему относится и книга Ивана Федорова), в другом размещались в порядке чтений церковного календаря. На Руси было принято богато украшать рукописные «Апостолы».
Стараниями первопечатников Ивана Федорова и Петра Тимофеева Мстиславца 1 (11) марта 1564 года вышел из печати первый печатный «Апостол». Типография, основанная по указу царя Ивана IV Грозного, была основана для издания большого количества книг, необходимых для новых церквей, в том числе на присоединенных землях — «по всем градом царства... паче же в новопросвещенном месте во граде Казани».
Печатниками была проведена большая текстологическая работа по подготовке «Апостола» к изданию, 19 (29) апреля 1563 года начали его публиковать, а 1 (11) марта 1564 года завершили изготовление первой московской точно датированной книги. Важным ее элементом является колофон (послесловие), в котором впервые в московских изданиях содержатся сведения о целях изданиях книги, имена печатников и указание на место и время выхода в свет.
Сказание о Казанской иконе Богородицы со службой ей и Житие Гурия и Варсонофия Казанских со службой
им. Лицевые. XVII в. Полуустав. 278 л. 19,5 х 14,5 см. Переплет — доски в коже с тиснением. 88 миниатюр
XVII в., 49 миниатюр более поздних (кон. XVIII в.?) (чернила, темпера). Все миниатюры иллюстрируют
текст, снабжены пояснительными надписями. Л. 138 об. — Митрополит Макарий благословляет
архимандрита Варсонофия, архимандрита Германа и архиепископа Гурия перед их отплытием
в новопросвещенный град Казань. НИОР РГБ, ф. 272, собр. Синодальной библиотеки, № 356.
Образцовая книга
«Апостол» по своему полиграфическому оформлению на долгие годы стал образцом для книгоиздателей. Расположение текста на печатной полосе, украшение книги орнаментикой и гравюрой с изображением святого апостола Луки заложили основы полиграфического мастерства на несколько столетий, которым следовали не только типографии в России, но и книгоиздатели кириллической книги за ее пределами.
Пожалуй, впервые такое количество «Апостолов» собралось вместе в одном зале. «Все издания — подлинники из наших фондов. Многие из них уникальны. С конца XVI в. печатание «Апостолов» становится регулярным, за XVII в. было выпущено более 20 изданий, в XVIII веке — 25. Тиражи составляли свыше 1000—2000 экземпляров», — рассказала на открытии выставки заведующая научно-исследовательским отделом редких книг Джамиля Рамазанова. К работе над экспозицией были привлечены, кроме Музея книги, научно-исследовательский отдел рукописей РГБ, отдел картографии и отдел изоизданий.
Апостол. — Москва: Печатный двор, май 1713. Издание содержит семь гравюр на меди: апостолы Лука,
Иаков, Петр, Иоанн Богослов, Иуда, Павел. Гравюры выполнены гравером Иваном Зубовым. Экземпляр
из собрания Московского Публичного и Румянцевского музеев. Музей книги РГБ.
Украинский период
Иван Федоров и Петр Тимофеев Мстиславец стали основателями книгоиздания не только в Москве. После отъезда из нее они продолжили издание книг в Речи Посполитой. Спустя десять лет после издания «Апостола» в Москве, Иван Федоров в 1574 году напечатал «Апостол» во Львове. Это издание продолжило московские традиции печатания книги, книга богато орнаментально украшена, снабжена гравюрой с изображением святого апостола Луки, а также весьма пространным послесловием, написанным Иваном Федоровым. Новшеством стала типографская марка печатника, которую он использовал и в последующих своих изданиях.
«Все исследователи утверждают, что Иван Федоров заложил основу внешнего облика церковной книги, поэтому стилистика орнамента и иконография иображений апостола Луки сохраняется на протяжении длительного времени, — рассказывает старший научный сотрудник научно-исследовательского отдела редких книг РГБ Елена Емельянова. — На выставке мы представили издания, которые Иван Федоров подготовил и напечатал на Украине и в Белоруссии».
Новый Завет. Апостол. — Киев: Тип. Киево-Печерской лавры, 3 янв. 1703. Издание превосходно
иллюстрировано: титульный лист и фронтиспис — гравюры на меди; 46 иллюстраций в тексте с 46 досок;
в части тиража гравюры на меди заменены ксилографиями работы Илии. Предисловие написано
архимандритом Киево-Печерской лавры Иосафом Кроковским. В экземпляре ксилография с изображением
апостола Луки выполнена Илией. Экземпляр из собрания Козельской Введенской Оптиной пустыни.
Музей книги РГБ.
После отъезда Ивана Федорова на Украину традиции издания «Апостола» в Москве продолжил Андроник Тимофеев Невежа, который напечатал книгу в 1597 году. Печатник Иван Андроников Невежин переиздал «Апостол» в 1606 году. На протяжении всего XVII века «Апостолы», издававшиеся на Московском печатном дворе, восходили по своему оформлению к первопечатному. В первой половине XVIII века книги украшались гравюрами на меди, причем кроме изображений святого Луки в них помещаются изображения других учеников Христа. Во второй половине XVIII века печатные «Апостолы» в Москве выходили без иллюстраций. В XIX веке в них используются новые полиграфические технологии, книги украшаются литографиями и хромолитографиями (цветными изображениями) апостолов.
Рукописи старые и новые
Печатный «Апостол» продолжил лучшие традиции рукописной книжности. Его древнейшие славянские списки относятся к XII веку. Печатники были знакомы с образцами рукописной традиции, особенно со списками XV—XVI веков. Так, среди рукописей, представленных на выставке, книга 1470—1480 годов из собрания Московской духовной академии, украшенная четырьмя страничными миниатюрами. В рукописи из собрания Амфилохия — «Апостол» XVI—XVII веков с миниатюрами XIX века, в заставке которого изображен Спас Эммануил.
Среди рукописных книг на выставке наиболее ранней является пергаменный «Апостол-апракос» конца XIV — начала XV века из собрания Фадеева, украшенный яркими заставками и инициалами, исполненными темперой, киноварью и золотом. Однако традиция рукописных «Апостолов» продолжалась в Московском государстве и в XVII—XIX веках, причем на рукописи этого периода печатные книги оказывали влияние. На выставке представлены рукописи XIX — начала ХХ века.
Апостол. — Санкт-Петербург: Синодальная тип., ноябрь 1860. Иллюстрации выполнены в Санкт-
Петербурге Николаем Константиновичем Брезе на основе техники хромолитографии и представляют
изображения апостолов Петра и Павла; Фомы, Варфоломея и Филиппа; Матфея, Якова и Симеона; Иакова,
Андрея, Иуды. Переплет: доски, бархат. На обеих крышках переплета накладки из дерева и кожи, две
металлические застежки с гравировкой. Золотой обрез. Экземпляр из собрания Троице-Сергиевой лавры.
Музей книги РГБ.
«Церковный раскол середины XVII века привел к образованию многочисленных старообрядческих общин в России, для которых было характерно сохранять древние рукописи и книги московского Печатного двора, изданные до 1654 г. Позднее, со второй половины XVIII в. старообрядцы начинают свою книгоиздательскую деятельность и печатают книги для духовного воспитания своих общин. Особенностью этих изданий является единство художественного оформления и даже частое копирование орнаментов и гравюр ранних московских изданий», — рассказывает Елена Емельянова.
После смерти Ивана Федорова его типографское оборудование и материалы выкупило Львовское Успенское братство, в изданиях которого встречаются измененные варианты большой и малой типографской марки Ивана Федорова. Львовские печатники привнесли много нового в традицию издания «Апостола». Так, вышедшая в 1666 году книга получила название «Таблица невидимая сердца чловечего» и стала одним из лучших образцов барочной книги.
«Апостол» выходил и из частных украинских типографий Михаила Слёзки и Спиридона Соболя. В 1695 году был напечатан богослужебный «Апостол» в типографии Киево-Печерской лавры, однако в Киеве в большей степени получил распространение четий «Апостол» в составе книг Нового Завета, выдержавших много переизданий на протяжении XVIII века.
На белорусских землях первый печатный «Апостол» издал в 1525 году Франциск Скорина. В конце XVI века новые традиции книгопечания в Вильне заложил Петр Тимофеев Мстиславец. В 1591 году здесь был издан «Апостол», весьма близкий по своему полиграфическому оформлению к московскому 1564 года. На протяжении нескольких лет книга была трижды переиздана. «Апостол» был напечатан в Могилеве в 1638 году типографом Спиридоном Соболем.
Митрополит Калужский и Боровский, председатель издательского совета РПЦ владыка Климент.
На открытии выставки заместитель генерального директора РГБ Александр Самарин подчеркнул значение книги для славянского мира: «Львовский "Апостол" 1574 года сделан по образцу московского, это первая печатная книга на Украине, и хотя Иван Федоров не был первопечатником Белоруссии, он имеет отношение и к ее книгоизданию — фигура Ивана Федорова объединяет наши славянские народы, и сегодня не стоит об этом забывать».
Среди почетных гостей выставки был митрополит Калужский и Боровский, председатель издательского совета РПЦ владыка Климент. Он поприветствовал собравшихся и рассказал, что у него тоже есть читательский билет РГБ: «В РГБ работают люди, которые любят свое дело, а это очень важно — полюбить то, что ты делаешь. Иван Федоров тоже любил свое дело, любил книгу — и в этом вы с ним похожи».
Печатные «Апостолы» в фонде редких книг РГБ (электронные ресурсы,
находятся в свободном доступе):
|
|
Апостол. — Вильна: Тип. Франциска
Скорины, 1525. Хранение: MK.
Электронный ресурс |
|
|
|
Апостол. — Москва: печ. Иван Федо-
ров, Петр Тимофеев Мстиславец,
19 апреля 1564. Хранение:
MK Кир. 2°. Электронный ресурс |
|
|
Апостол. — Москва: Иван
Андроников Невежин, 18 марта
1606. 1 гравюра — ап. Лука.
Электронный ресурс |
|
|
|
Апостол. — Москва: Печатный двор
Печ. Кондрат Иванов, 25 января
1623. Гравюра на дереве — ап. Лука.
Хранение: MK Кир. 4°.
Электронный ресурс |
|
|
Апостол. — Москва: Печатный двор,
28 сентября 1631. Хранение: MK
Кир. 2°. Электронный ресурс |
|
|
|
Апостол. — Москва: Печатный двор,
30 сентября 1633. Гравюра на
дереве — ап. Лука. Хранение: MK
Кир. 2°. Электронный ресурс |
|
|
Апостол. — Москва: Печатный двор,
15 августа 1635. Хранение:
MK Кир. 2°. Электронный ресурс |
|
|
|
Апостол. — Москва: Печатный двор,
23 мая 1653. Одна гравюра — ап.
Лука. Хранение: MK Кир. 2°.
Электронный ресурс |
|
|
Апостол. — Москва: Печатный двор,
3 июня 1655. Одна гравюра — ап.
Лука. Хранение: MK Кир. 2°.
Электронный ресурс |
|
|
|
Апостол. — Москва: Печатный двор,
12 декабря 1663. Одна гравюра —
ап. Лука. Хранение: MK Кир. 2°.
Электронный ресурс |
|
|
Апостол. — Москва: Печатный двор,
июнь 1694. Одна гравюра — ап.
Лука. Хранение: MK Кир. 2°.
Электронный ресурс |
|
|
|
Апостол. — Москва: Синодальная
тип., февраль 1704. Пять гравюр:
апостолы. Электронный ресурс |
|
|
Апостол. — Москва: Синодальная
тип., декабрь 1726. Шесть гравюр
на меди: апостолы.
Электронный ресурс |
|
|
|
|
|
|