|
Где: Москва, ул. Воздвиженка, 3/5, корп. 1, Российская государственная библиотека, Дом Пашкова, читальный зал научно-исследовательского отдела рукописей
Когда: 12—31 мая 2016 года
Фоторепортаж с открытия выставки (Flickr)
Имя Ильи Эренбурга, известное каждому в нашей стране в тридцатые, пятидесятые, восьмидесятые годы двадцатого века, покрывается патиной забвения, стирается с «информационных экранов» памяти. Выставка из фондов научно-исследовательского отдела рукописей Российской государственной библиотеки «Поэт, журналист, фотограф: 125 лет со дня рождения Ильи Эренбурга», проходящая в Румянцевском зале Дома Пашкова, — не только дань уважения большому писателю, публицисту, поэту и общественному деятелю, но и возможность напомнить имя Ильи Григорьевича Эренбурга посетителям и сотрудникам библиотеки.
Илья Григорьевич Эренбург (1891—1967). 1941
Открывает выставку витрина с портретом Ильи Эренбурга, сделанным шариковой ручкой. И из таких же коротких «штрихов» — писем, книг, фотографий, шаржей, газетных и журнальных вырезок — складывается цельный образ, сложный, как лабиринт: ты не можешь предсказать, что ждет за поворотом, о каких гранях личности Эренбурга мы узнаем дальше.
Илья Григорьевич Эренбург родился в 1891 году в Киеве в зажиточной еврейской семье. Его отец Герш Гершонович (Григорий Григорьевич) Эренбург был инженером и купцом 2-й гильдии; мать — Хана Берковна (Анна Борисовна) Эренбург — домохозяйкой. В 1895 году семья переехала в Москву, где отец получил место директора Хамовнического пиво-медоваренного завода. В 1901 году десятилетний Илья поступил в Первую московскую гимназию. А вот закончить ее ему не удалось — в шестом классе он был отчислен из гимназии. За что? Выяснить это можно, если внимательно посмотреть на экспозицию в Румянцевском зале.
Некоторые экспонаты выставки вызывают не просто интерес, а исследовательский азарт. Хочется тут же, не отходя далеко от стеклянных витрин с письмами и газетными вырезками, нырнуть в справочники и энциклопедии. Вот фотография с комментарием: «Из тюремных архивов». Дата — 1907 год. Несложный подсчет показывает, что Илье Эренбургу было тогда только 16 лет. Как юноша, почти ребенок, мог очутиться под следствием? Оказывается, он со своим соучеником по гимназии Николаем Бухариным (знакомая фамилия, правда?) к тому времени уже был одним из активистов большевистского подполья, организовывал рабочие беспорядки, распространял листовки, за что его и арестовывают как «районного агитатора» в январе 1908 года. Через пять месяцев Эренбурга выпускают под залог, и он, скрываясь от суда, уезжает в Париж.
Слева направо: Антон Владимирович Лихоманов — заведующий сектором фондов Российской национальной
библиотеки (Санкт-Петербург); Виктор Фёдорович Молчанов — заведующий научно-исследовательским
отделом рукописей РГБ; Мария Евгеньевна Ермакова — начальник управления специализированных
отделов РГБ. Открытие выставки. Дом Пашкова. 12.05.2016. Фото: Мария Колосова / РГБ. Фоторепортаж
Париж заставил молодого человека на какое-то время забыть о политике. Он становится завсегдатаем легендарного кафе «Ротонда» на Монпарнасе, где собираются поэты, писатели и художники. Влюбившись, Илья Эренбург начинает писать стихи. Экспозиция показывает эту часть жизни Эренбурга, жизнь поэта, иллюстрируя ее перепиской с Валерием Брюсовым и Вячеславом Ивановым. В 1910—1913 годах выходят один за другим сборники его стихов, быстро ставшие популярными. И до двадцатых годов ХХ века Эренбург известен именно как поэт.
В 1921—1924 годах Эренбург живет в Берлине. На выставке взгляд останавливается на рукописной книге «Заячья ёлка» — чудесной, детской, с иллюстрациями автора (пожалуй, это даже не иллюстрации — картинки). И того же времени — философско-сатирический роман «Необычайные похождения Хулио Хуренито и его учеников: мосье Дэле, Карла Шмидта, мистера Куля, Алексея Тишина, Эрколе Бамбучи, Ильи Эренбурга и негра Айши, в дни Мира, войны и революции, в Париже, в Мексике, в Риме, в Сенегале, в Кинешме, в Москве и в других местах, а также различные суждения учителя о трубках, о смерти, о любви, о свободе, об игре в шахматы, о еврейском племени, о конструкции и о многом ином». А рядом — «А все-таки она вертится», книга о конструктивизме, с иллюстрациями чилийского поэта Пабло Неруды.
Кстати, именно Илья Эренбург встретил с поезда и устроил в Берлине в 1922 году Марину Цветаеву с дочкой Алей. В своих воспоминаниях Цветаева пишет: «Берлин. „Pragerdiele“ на Pragerplatz. Столик Эренбурга, обрастающий знакомыми и незнакомыми. Оживление издателей, окрыление писателей».
Тридцатые годы — снова Париж. Но мы видим уже не поэта, а журналиста, публициста: Илья Эренбург назначен постоянным зарубежным корреспондентом газеты «Известия». Под одним стеклом альбом 1933 года «Мой Париж» — и роман «Падение Парижа», написанный в 1940 году. Тут же двухтомник публицистики и фотографий «Испания», изданный в 1937 году: во время гражданской войны в Испании Эренбург был там, и даже одна из танковых бригад носила имя Ильи Эренбурга.
Слева направо: Наталья Юрьевна Самойленко — заместитель генерального директора РГБ по внешним
связям и выставочной деятельности, Анна Евгеньевна Родионова — старший научный сотрудник отдела
рукописей РГБ. Открытие выставки. Дом Пашкова. 12.05.2016. Фото: Мария Колосова / РГБ. Фоторепортаж
По-настоящему известным Эренбург стал во время Великой Отечественной войны. Его статьи и очерки публиковали газеты «Красная звезда», «Правда», «Известия», «Труд», использовало Совинформбюро, перепечатывали фронтовые листки. Куратор выставки Ольга Леонидовна Соломина, главный хранитель фондов научно-исследовательского отдела рукописей РГБ, рассказывает, что в партизанских отрядах существовал неписанный закон: на самокрутки употреблять все газеты, кроме статей Ильи Эренбурга. Очерки тех лет вошли в трехтомник «Война» (один из томов вы тоже можете увидеть в Румянцевском зале).
На открытии выставки Наталья Юрьевна Самойленко, заместитель генерального директора Российской государственной библиотеки по внешним связям и выставочной деятельности, сказала: «Это человек, мемуарами которого мы зачитывались». Документальный цикл Ильи Эренбурга «Люди, годы, жизнь» был настольной книгой в тысячах читающих семей Советского Союза. Те, кто помнит, как эти заметки о путешествиях, воспоминания о встречах с известными современниками, размышления о времени и о себе только начали публиковаться в 1960 году, говорят, что это было — как глоток свежего воздуха. Кстати, знаете ли вы, что название десятилетия после смерти Сталина — оттепель — по одноименной повести Ильи Эренбурга, вышедшей в 1954 году? И фраза «Увидеть Париж и умереть» принадлежит его же перу («Мой Париж», 1933).
Любви Ильи Григорьевича Эренбурга к Парижу мы обязаны появлением общества «СССР — Франция» в 1958 году. Об этом рассказал на открытии выставки Вольф Николаевич Седых, франковед, писатель, общественный деятель.
«Забвение — закон жизни, это репетиция смерти», — писал Илья Григорьевич Эренбург. Выставка, организованная отделом рукописей в Румянцевском зале, не дает имени Ильи Эренбурга уйти из памяти. Репетиция смерти отменяется.
Вольф Николаевич Седых — общественный деятель, журналист, писатель, франковед.
Открытие выставки. Дом Пашкова. 12.05.2016. Фото: Мария Колосова / РГБ. Фоторепортаж
Ольга Леонидовна Соломина — главный хранитель фондов научно-исследовательского отдела рукописей
Российской государственной библиотеки, куратор выставки. Открытие выставки. Дом Пашкова.
12.05.2016. Фото: Мария Колосова / РГБ. Фоторепортаж
|
|