Время проведения: 15 января — 15 февраля 2013 года
Место проведения: зал текущих периодических изданий
На выставке представлены свыше 30 статей не только из журналов о театре и сцене, но из специализированных педагогических, искусствоведческих и психологических изданий. Выходящий за рамки только театральной специфики спектр охвата дисциплин подтверждает универсализм русской театральной школы, созданной Станиславским, в основе которой — максимальная психологическая достоверность игры и актерская работа над собой за пределами театральных подмостков.
В 1881 году в России на фабрике, которая выпускала золотую канитель (нить для вышивания), молодой инженер Константин Сергеевич Алексеев предложил использовать вместо стальных алмазные волоки. Нить стала прочнее и качественнее, а золотая канитель Алексеева получила Гран-при на Парижской Всемирной выставке 1900 года. Но все же в историю русской жизни этот человек вошел за другие заслуги и под другой фамилией. Он стал одним из основателей Московского художественного театра и взял себе сценический псевдоним Станиславский. 17 января 2013 года отмечается 150-летие со дня его рождения. Созданная им для актеров система работы над собой, ставшая именем нарицательным — система Станиславского, продолжает быть основой для стратегий развития театров и кинематографических школ по всему миру. Великий режиссер утверждал: для того чтобы создавать высокохудожественные театральные произведения, режиссер и актер должны обладать высокими духовными и моральными качествами. Наследие Станиславского давно стало интернациональным достоянием, поэтому неудивительно, что его юбилей широко отмечается в театрах, образовательных и культурных учреждениях России.
Очередная выставка в зале текущих периодических изданий (ЗТПИ) собрала свыше 30 профессиональных и популярных журнальных статей, посвященных личности Константина Сергеевича и аспектам деятельности российских и мировых театров. О фигуре великого театрального деятеля упоминается в контексте рассуждений о пользе системы Станиславского как универсального рабочего инструмента в статье «Почему лидеры современного театра по-прежнему доверяют Станиславскому?» («Театрал», 2012, № 11, с. 36). О Станиславском рассуждают и современные иностранные режиссеры и критики в том же журнале «Театрал» (2012, № 10, с. 34), в статье «Почему Чехов и Станиславский изменили театр во всем мире».
Интересны размышления о методологической основе системы и ее современном применении в статьях «Методологические подходы „системы Станиславского“ в дидактике высшего педагогического образования» («Образование и саморазвитие», 2012, т. 4, № 32, с. 97—101) и «Метод и система К. С. Станиславского или первый междисциплинарный анализ творчества актера» («Мир науки, культуры, образования», 2011, № 3, с. 269).
Любопытно проследить культурологические параллели между театральной системой Станиславского и литературоведческими и психологическими исканиями выдающегося ученого Льва Выготского («Общность концептуальных основ в творческих позициях К. С. Станиславского и Л. С. Выготского» в журнале «Искусство и образование», 2011, № 5, с. 88). О связи театрального дела с психологической наукой рассказывают и статьи в журналах «Психология. Социология. Педагогика» («Театр как средство ресоциализации личности», 2011, № 11, с. 84), «Образование и саморазвитие» («Методологические подходы „системы Станиславского“ в дидактике высшего педагогического образования», 2012, т. 4, № 32, с. 97).
|
В представленных на выставке журналах можно найти также исследования театров зарубежных стран — как традиционных, так современных, начиная с японского театра Но («Религия Японии и театр Но» в журнале «Человек», 2011, № 2, с. 152) и заканчивая современным канадским театром («Канадский театр в России», в журнале «США и Канада: экономика, политика, культура», 2010, № 1, с. 82). Практическому применению системы Станиславского в западных театрах посвящено исследование «Развитие системы Станиславского в американских уроках Ричарда Болеславского» («Вестник Московского государственного университета культуры и искусств», 2011, № 6, с. 219).
Важное место на выставке занимают тексты, в которых анализируются методологические основы актерской игры и режиссуры: «Проблема режиссерского замысла в современной театральной культуре» («Культурная жизнь юга России», 2011, № 42, с. 26), «Развитие контактности на начальном этапе обучения актера» («Вестник Санкт-Петербургского университета», серия 15: Искусствоведение, 2011, № 1, с. 47) и другие.
Для интересующихся театральной архитектурой найдены материалы, которые знакомят с планами и описаниями крупнейших театров страны, рассматривают эволюцию театрального здания в исторической перспективе («Архитектура театров мира: становление и эволюция развития (Античность, Средневековье, Возрождение)» в «Международном журнале экспериментального образования» (2012, № 4, с. 53).
Выставка ориентирована не только на театроведов, но и на широкий круг любителей сцены.
Материалами выставки можно пользоваться. Кроме того, в ЗТПИ можно получать информацию о фондах через систему картотек зала, электронную базу данных отечественных и зарубежных журналов; получать консультации о поиске и выборе источников информации для уточнения сведений о документе по справочно-поисковому аппарату зала, базе данных и ЭК РГБ; пользоваться компьютерами и программным обеспечением зала, ресурсами сайта РГБ; вносить и использовать в читальном зале технические устройства на автономном питании без звуковых сигналов (ноутбуки, диктофоны, аудиоплееры), кроме CD- и DVD-плееров.
Время ожидания заказанных изданий составляет 20–30 минут.
Время работы зала: понедельник — пятница: с 9:00 до 20:00, суббота: с 9:00 до 19:00.
Тел.: + 7 (495) 622-83-52 (кроме справок о наличии документов в фонде).