Лектор — Светлана Лучицкая, доктор исторических наук, руководитель Центра культурной и исторической антропологии Института всеобщей истории РАН, заведующая отделом культуры и науки средневековой и современной Европы Института мировой культуры МГУ.
Сегодня мы воспринимаем ислам как чуждую, если не враждебную Европе культуру. Как и почему сформировался такой взгляд? Можно ли говорить о средневековых корнях подобных представлений? Когда европейская, христианская культура противопоставила себя мусульманской? И как на самом деле складывались отношения между христианской Европой и мусульманским Востоком в Средние века?
Основные тезисы лекции:
Для нас возникновение ислама является существенным водоразделом мировой истории. Но для человека эпохи Cредневековья это было вовсе не очевидно: поначалу мусульман рассматривали как кратковременных военных противников. К тому же христиане испытывали большие трудности, пытаясь определить место незнакомых им народов во всемирной истории и найти приемлемое для себя объяснение учения ислама, которое вслед за иудаизмом и христианством претендовало на религиозное откровение. Всё это приводило к непониманию и искажённым взаимным представлениям.
Взаимоотношения между христианской Европой и арабо-мусульманским миром отнюдь не исчерпывались религиозными противостояниями или военными конфликтами (как Реконкиста и Крестовые походы), но включали разнообразные формы обмена в интеллектуальной и материальной сферах. Существование религиозных меньшинств в христианских и мусульманских обществах — от Барселоны до Багдада — порождало смешение языков и культур. Контакты между Европой и мусульманским Востоком происходили и в области науки, и в философии, и в художественной сфере.
В действительности существовала единая средиземноморская культура, в которой арабское влияние было весьма ощутимым. Лишь в XV веке происходит коренная перестройка исторического и культурного воображения Европы: в поисках своей идентичности она создаёт культ греко-римской цивилизации и отождествляет себя с греко-римским началом, стремясь избавиться от влияния арабов и вернуться к чистой античности, — тем самым Европа отторгает себя от общего для средиземноморской цивилизации богатейшего духовного наследия.
К лекции «Как средневековая Европа встретилась с исламом» сотрудники отдела рукописей Российской государственной библиотеки подготовили мини-выставку из фондов РГБ. Выставка представляет две рукописные книги (западноевропейскую и арабскую), оформленные в традициях культур своего времени.
Коран. XVIII—XIX вв. Каллиграфический насх.
Шифр хранения отдела рукописей РГБ: Ф. 256, № 851 (Фонд Николая Петровича Румянцева, 1754—1826)
Служба св. Виллигизу, архиепископу Майнцкому, и описание его чудес. Около 1150 года. Майнц. Пергамен. Латинский язык. Раннеготическое книжное каллиграфическое письмо.
Служба святому Виллигизу была написана во время Второго крестового похода (1147—1149), в котором участвовал германский император Конрад III. Рукопись украшена двумя миниатюрами и инициалами в романском стиле. На миниатюрах изображён святой Виллигиз с Гартманом, пробстом собора в Майнце, и он же с Генрихом I, архиепископом Майнцким (1142—1153). Рукопись была создана в монастырском скриптории Майнцкой епархии в середине XII века. Именно в это время архиепископом Майнца был Генрих I Феликс фон Харбург, изображённый на второй миниатюре.
Это самая ранняя по датировке западноевропейская иллюминованная рукопись в фондах Российской государственной библиотеки. Поступила в библиотеку Румянцевского музея в 1868 году от московского купца Алексея Ивановича Хлудова. Хлудов принимал деятельное участие в развитии Московского публичного и Румянцевского музеев, вкладывая в них немалые средства.
Вторая книга на выставке — рукописный Коран (1834—1835), традиционный в своём оформлении. Текст Корана написан переписчиком Али аль-Хафифом, учеником знаменитого мусульманского каллиграфа Мухаммада ал-Латифа.
Шифр хранения ОР РГБ: Ф. 179 Арабское собрание, № 100.
Особое место в художественном оформлении Коранов занимает каллиграфия и художественное иллюминирование текста — тасхиб («золочение»). В этом смысле особенно примечательны «ковровые» страницы Корана. Они появляются, начиная с XI века. Целая страница в заглавной части заполняется геометрическими фигурами, внутри которых видны или угадываются изящные надписи и причудливые растения. Запрет на изображение живых существ в исламе сделал каллиграфию и орнаментику основными средствами украшения текста исламских книг.