|
В издательстве «Пашков дом» вышел новый выпуск серии «Коллекции Российской государственной библиотеки» — «Каталог переплетов Якоба Краузе и мастеров его круга». В каталоге даны описания переплетов самого прославленного немецкого переплетчика XVI века Якоба Краузе, его ученика Каспара Мойзера и других мастеров.
В истории немецкого художественного переплёта XVI века самым прославленным мастером стал Якоб Краузе. В сущности, это был первый случай, когда имя переплётчика пользовалось всеобщей известностью. В отделе редких книг Российской государственной библиотеки, в комнате для инкунабул, хранится единое монолитное собрание переплётов Якоба Краузе, насчитывающее 381 переплёт, в который заключены 385 изданий печатных книг, включая конволюты и многотомники, и, кроме этого, восемь манускриптов XVI века.
Все эти книги поступили в Государственную библиотеку СССР им. В. И. Ленина (ныне РГБ) в составе перемещённых культурных ценностей в 1946 году из Саксонской земельной библиотеки в Дрездене. Описанию этой коллекции и посвящена первая часть каталога, подготовленная Татьяной Алексеевной Долгодровой, доктором исторических наук, ведущим научным сотрудником НИО редкой книги — Музея книги РГБ.
Слева: Александрин Северус. Об обряде крещения. — Антверпен : К. Плантен, 1572. Переплёт Я. Краузе,
1576. Отдел редких книг РГБ
Справа: Гийом Параден. Истории и всяческие житейские казусы, случающиеся в наши времена... — Дрезден :
Г. Берг, 1574. Переплёт Я. Краузе. Отдел редких книг РГБ
Главным новшенством в переплётах Якоба Краузе явилось обильное золотое тиснение, хотя само по себе оно и раньше было широко употребимо. Переплётчик, используя тончайший листок сусального золота, наносил это тиснение на кожу с помощью железных штампов, разогретых до очень высокой температуры.
Уникальность знаменитого стиля Краузе состоит в совмещении характерных черт немецкого искусства с итало-французской, восточной, арабской орнаментикой. Он часто применял заимствованную у мастеров Востока схему оформления крышек переплётов с центральными четырьмя угловыми штемпелями.
Во многих переплетах Краузе акцент с крышек смещён на обрез. Именно обрезы его работы поражают своей немыслимой роскошью — золото, раскраска, гравировка. На этих обрезах мы встречаем гравировки с раскраской коричневой охрой «чешуя рыбы» (понятно, что обрезы, содержащие такой намёк на Христа, украшали религиозные книги), плетёнки, имитирующие крученую верёвку, гербы — либо герб Саксонии, герб Саксонских курфюрстов, либо личные гербы Августа Саксонского и его жены Анны, либо такой герб, в котором они совмещены воедино. В немецких ренессансных переплётах, наряду с застёжками, часто употреблялись завязки из шёлковых шнурков и лент, преимущественно зелёного цвета. Не обошёл их своим вниманием и Краузе.
Библия. Новый Завет на немецком языке. — Дрезден : С. Берген, 1575. Переплёт Я. Краузе. Верхняя крышка
и средний обрез. Отдел редких книг РГБ
Также Татьяной Долгодровой выявлено еще около 400 переплетов работы Краузе, его ученика Каспара Мойзера и мастеров его круга или переплётов в его стиле, распылённых в иностранном фонде XVI века отдела редких книг РГБ. Описанию этого распылённого собрания будет посвящена вторая часть каталога, которая выйдет в следующем году.
Как приобрести книги издательства «Пашков дом»
|
|