Место проведения: Москва, РГБ, отдел официальных и нормативных изданий
Время проведения: 5 июля — 31 августа 2012 года
В читальном зале отдела официальных и нормативных изданий РГБ открыта выставка, посвященная 150-летнему юбилею Российской государственной библиотеки. Читатели могут познакомиться с текстами документов, которые определяли и регламентировали ее деятельность. В императорских указах, декретах Совнаркома, правительственных постановлениях наглядно отражались перемены в судьбе главной библиотеки страны.
Фонд РГБ берет свое начало с коллекции Н. П. Румянцева, насчитывавшей более 28 тысяч книг, 710 рукописей, свыше 1000 карт. Закономерно, что экспозицию открывает именной указ Сенату Николая I от 22 марта 1828 года «Об учреждении Румянцевского Музеума»: «Находящимся здесь в Санкт-Петербурге I Адмиралтейской части 4 квартала под № 229 и 196 дома, купленные покойным Государственным канцлером графом Румянцевым у Английского купца Фомы Вара и завещанные им вновь учрежденному Общественному Ученому заведению, которое долженствует именоваться Румянцевским музеумом. Повелеваем: в исполнение сей воли владельца, хотя лишь словесно им изъявленной, но утверждаемой свидетельством его брата и единственного наследника, Действительного Тайного Советника графа Румянцева, признать отныне собственностью Министерства Народного Просвещения».
Не могут не впечатлить монументальные тома «Полного собрания законов Российской империи». В них встречаются и важные решения относительно музея, спустя тридцать с лишним лет переселившегося в первопрестольную. 1 июля 1862 года Александр II подписал «Положение о Московском публичном музеуме и Румянцевском музеуме». Оно стало первым юридическим документом, определившим управление, структуру, направления деятельности, штатное расписание впервые создаваемого в Москве общедоступного музея с публичной библиотекой.
Через семь лет появился утвержденный императором первый и до 1917 года единственный «Устав Московского публичного и Румянцевского музеев». В нем, помимо прочего, указывалось: «Музеи пользуются правом безвозмездно получать по экземпляру всего в России печатаемого, гравируемого и литографируемого как частными лицами, так и казенными ведомствами; по экземпляру фотографируемого в России рукописей и книг; по экземпляру тех из конфискованных или удержанных цензурным учреждением или таможней заграничных изданий».
Московский публичный и Румянцевский музеи (с 1917 года — Государственный Румянцевский музей) включали в свой состав, кроме библиотеки, отделения рукописей, редких книг, христианских и русских древностей, изящных искусств и др.) Дарения и пожертвования стали важнейшим источником пополнения фонда. И все же на 80 % он состоял из поступлений по обязательному экземпляру.
В документах революционного времени формулируются новые задачи, и появляется новая лексика. Из декрета СНК РСФСР от 17 июля 1918 года «Об охране библиотек и книгохранилищ», подписанного председателем Совета народных комиссаров В. Ульяновым (Лениным) и управляющим делами СНК В. Бонч-Бруевичем: «Все учреждения и организации, за которыми числятся или в распоряжении коих имеются какого бы то ни было рода библиотеки обязаны не позже 15-го августа с. г. довести о сем до сведения Отдела Библиотек Народного Комиссариата Просвещения; неисполнение сего правила рассматривается как нарушение революционного правопорядка и влечет за собой судебную ответственность».
Библиотека приняла активное участие в реализации постановления ЦИК (1918) «Об охране библиотек и книгохранилищ», включив в свое собрание брошенные и бесхозные фонды, а также национализированные книжные коллекции. Получившая статус государственного книгохранилища, она начала получать с 1922 года два обязательных экземпляра всех печатных изданий на территории государства. Это позволило предоставлять читателям не только литературу на языках народов СССР, но и ее переводы на русский язык. Благоприятные условия для полноценного комплектования фондов обеспечивало постановление Совнаркома «О порядке приобретения и распространения иностранной литературы».
24 января 1924 года по решению Наркомпроса Государственный Румянцевский музей был переименован в Российскую публичную библиотеку имени Владимира Ильича Ульянова (Ленина), хотя официально (об этом свидетельствуют документы) он еще больше года носил прежнее название.
Вполне передает дух времени постановление Совета Народных Комиссаров РСФСР от 23 марта 1932 года «О работе массовых библиотек». В нем отмечался целый ряд недоработок: «неудовлетворительное руководство библиотечным делом со стороны Наркомпроса… недостаточно решительная борьба с извращениями в теории и практике библиотечного дела; неорганизованное, случайное комплектование… недостаточный культурно-политический уровень значительной части библиотечных работников, не могущих осуществлять надлежащего идейно-выдержанного руководства чтением». Соответственно предлагались срочные меры по исправлению ситуации. В частности, надлежало увеличить прием студентов в Московский библиотечный институт и организовать курсы по переподготовке библиотечных работников.
В экспозиции есть материалы, относящиеся к драматичным военным страницам в истории Ленинки. В их числе — постановление партии и правительства от 27 июня 1941 года «О порядке вывоза и размещения людских контингентов и ценного имущества». Эвакуация рукописей, редких и особо ценных изданий (около 700 тыс. ед.) была проведена в максимально сжатые сроки. Все вывезенное вернулось в 1944 году. Раритеты вновь заняли свои места на полках хранилищ.
Начиная с конца шестидесятых начал укрепляться статус библиотеки как национального книгохранилища. В 1969 году было принято «Положение о единой общегосударственной системе межбиблиотечного абонемента в СССР», согласно которому на ГБЛ возлагались функции общегосударственного координационного центра. С текстом этого документа также можно познакомиться на выставке.
Из изданий, вышедших в издательстве «Пашков дом» к 140-летию РГБ, особого внимания заслуживает подробный биобиблиографический указатель «Николай Петрович Румянцев. Жизнь и деятельность (1754—1826)».