Место проведения: Москва, РГБ, выставочная площадка на Мраморной лестнице
Время проведения: 25 апреля — 10 мая 2012 года
В РГБ развернута экспозиция, посвященная 150-летию со дня рождения Петра Столыпина. Историки всегда много спорили: кем был для своего отечества этот человек — великим государственником или врагом демократических преобразований? Выставка, представляющая множество изданий, в том числе и основанных на новых документальных источниках, помогает читателю сделать собственные выводы.
Его называли русским Бисмарком. Это была личность, крайне востребованная своей неспокойной эпохой. По собственным словам Столыпина, страна находилась «в периоде перестройки, а, следовательно, и брожения». Революция 1905—1907 годов продемонстрировала необходимость радикальных перемен. И для их осуществления требовался руководитель именно такого типа: волевой, честный и неподкупный. «Родина требует себе служения настолько жертвенного, чистого, что малейшая мысль о личной выгоде омрачает душу и парализует работу», — говорил он. Многие ли из облеченных властью мужей могли бы произнести, не кривя душой, эти высокие слова?
Именно он четко сформулировал принципы системной реформы, которая могла бы предотвратить в стране революционный взрыв. Знаменитый указ 9 ноября 1906 года открыл крестьянам возможность выхода из общины с наделом. Это означало резкий поворот от общинного землепользования к сельскому капитализму, что в дальнейшем позволило бы России стать экономически независимой державой.
Главный раздел выставки, посвященный реформаторской деятельности министра внутренних дел, а затем председателя Государственного Совета, так и называется: «Столыпинская программа. Замысел и реализация». В него включен ряд прижизненных изданий. Таких как «Земельная собственность» по закону 9 ноября 1906 года. Особое бесплатное приложение к газете «Сельский Вестник» (1907), «Поездка в Сибирь и Поволжье. Записка П. А. Столыпина и А. В. Кривошеина» (СПб., 1911) и др. Есть и ранние биографические исследования. Например, очерк П. И. Кречетова «Петр Аркадьевич Столыпин. Его жизнь и деятельность» (Рига, 1910).
В качестве одного из первых посмертных изданий экспонируется «Сборник речей Петра Аркадьевича Столыпина, произнесенных в заседаниях Государственного Совета и Государственной Думы (1906—1911)». Безусловный интерес представляет книга «П. А. Столыпин и Указ 9 ноября. Лекция, читанная в Москве и Петербурге» (СПб., 1912). Ее автор Аполлон Еропкин, известный своими статьями на экономические темы, делится с аудиторией: «Я имел в виду сделать Вам сообщение о своей поездке по хуторам и отрубам Приволжских степей... Надо признать, что вся та эволюция общины и наделов, которую мы имеем теперь... все это дело инициативы одного человека — П. А. Столыпина. Перед своим отъездом я имел аудиенцию у покойного министра... он отнесся к моим мыслям с живейшим сочувствием. "Вернетесь из поездок, поделитесь своими впечатлениями", — напутствовал он меня. И это были последние его слова. Когда я вернулся, тело Петра Аркадьевича Столыпина уже было предано земле».
Мемуары на выставке даны широко. О выдающемся деятеле вспоминают его соратники и оппоненты. В их числе — лидер партии «Союз 17 октября» Александр Гучков, в целом поддерживавший столыпинский курс; министр иностранных дел Александр Извольский, после своей отставки пространно рассуждавший в письмах к Петру Аркадьевичу о проблемах внешней политики; лидер кадетов Павел Милюков, который активно критиковал земельную реформу Столыпина В 1917—1918 годах военным министром Александром Редигером была написана «История моей жизни», остававшаяся в рукописном варианте вплоть до ее издания в 1999 году. Эта книга тоже представлена в экспозиции. Еще одно очень информативное произведение: «Одиннадцать лет в Гос. Думе. 1906—1917» начальника канцелярии Якова Глинки. У него удивительная судьба: после революции возвратился в родной Житомир, устроился землекопом, а затем стал театральным художником и в этом статусе много лет успешно работал в Ульяновске. Ряд изданий данного формата, вышедшие в свет в эмиграции, предоставлены отделом русского зарубежья РГБ.
|
|
|
|
Во многих книгах, включенных в экспозицию, рассказывается о гибели Столыпина от руки террориста Дмитрия Богрова. Своего рода эпиграфом к этой теме служит признание Петра Аркадьевича: «Каждое утро я творю молитву и смотрю на предстоящий день, как на последний в жизни... Я принимаю смерть как расплату за убеждения».
Чувство свежей потери особенно остро выражено у Александра Аксакова («Высший подвиг. Петр Аркадьевич Столыпин, жизнь за Царя и Родину положивший»): «В антракте торжественного спектакля, в то время, как Государь и его дочери удалились в глубину ложи, а Петр Аркадьевич Столыпин стоял в первом ряду партера, обернувшись спиной к оркестру... через проход между кресел к нему приблизился прилично одетый брюнет и, быстро направив дуло браунинга, произвел в него два выстрела в упор. Вся зала замерла от ужаса...» Далее публицист полностью переключается на рассказ о последних днях Петра Аркадьевича. Он вел себя невероятно мужественно. Рядом безотлучно находилась жена. «До последней минуты так же, как и всю жизнь, он продолжал верить в людей и любить их, хотя, казалось, люди сделали все, чтобы разбить эту веру».
Ответом, видимо, могут служить слова, адресованные в свое время жене Ольге Борисовне: «Все сокровища любви, которые ты отдала мне, сохранили во мне веру в добро и людей». И еще: «Для меня ты и дети — все, и без вас я как-то не чувствую почвы под ногами». В мемуарах людей, хорошо знавших Петра Аркадьевича, нередко отмечается, насколько хорошим семьянином он был. Мог часами возиться с младшим сыном. По вечерам супруги читали друг другу классику.
Еще до рокового киевского вечера этим двоим пришлось пережить страшное: взрыв на их даче на Аптекарском острове, устроенный революционерами вскоре после назначения Столыпина председателем Государственного Совета. Тогда погибли 23 человека. И были тяжело ранены дети — маленький Аркадий и Наташа. У девушки оказались раздроблены ноги. На всю жизнь Наталья Петровна осталась инвалидом. «Когда я вынес свою дочь из-за обломков, — писал Столыпин, — ее ноги висели как пустые чулки».
На выставке можно увидеть копии фотографий Столыпина в разные периоды его жизни. Вот он в бытность студентом Санкт-Петербургского университета. Вот счастливый муж рядом с супругой. Демонстрируются снимки, которые иллюстрируют его каждодневную деятельность: «Столыпин выслушивает объяснения подробностей хуторского хозяйства близ Москвы, в августе 1910 года», «П. А. Столыпин и министр иностранных дел А. П. Извольский на крейсере „Алмаз“, май 1907» и т. д. Имеется поистине уникальная фотография — «П. А. Столыпин за 6 часов до трагической катастрофы. Киев. 1 сентября 1911».
Издания последних лет главным образом ценны тем, что они знакомят с новыми источниками достоверной информации. Читателям впервые представлены многие документальные свидетельства, письма и телеграммы Столыпина. Современные авторы последовательно исследуют феномен его личности (П. А. Пожигайло, В. В. Шелохаев «Петр Аркадьевич Столыпин. Интеллект и воля», П. С. Кабытов «Последний реформатор» и др.). Плоды трудов преобразователя России порой рассматриваются и в сослагательном наклонении. Что является отнюдь не бесполезным занятием.