Электронный каталог

как искать?

8 (800) 100-5790
8 (499) 557-0470
8 (495) 695-5790
На главную /  События /  Выставки /  2015 год  /  Выставка «Художественная литература в иллюстрациях». Графические произведения из собраний В. Г. Беликова, Е. П. Романовой, Р. Я. Штеренгарца

Выставка «Художественная литература в иллюстрациях». Графические произведения из собраний В. Г. Беликова, Е. П. Романовой, Р. Я. Штеренгарца

 

Где: Москва, ул. Воздвиженка, 3/5, Российская государственная библиотека, 3-й подъезд, 3-й этаж, Голубой выставочный зал
Когда: 3—22 февраля 2015 года
Виртуальная выставка на Flickr

Вот уже тре­тий раз в РГБ про­хо­дит вы­став­ка Мос­ков­ско­го клу­ба лю­би­те­лей гра­фи­ки. На этот раз в Го­лу­бом вы­ста­воч­ном за­ле по­ка­зы­ва­ют ил­лю­стра­ции к про­из­ве­де­ни­ям ху­до­же­ствен­ной ли­те­ра­ту­ры. В ос­нов­ном это ра­бо­ты фран­цуз­ских и рус­ских ху­дож­ни­ков XIX — на­ча­ла XX ве­ка, вы­пол­нен­ные, в том чис­ле, в тех­ни­ке ли­то­гра­фии, кси­ло­гра­фии, хро­мо­ли­то­гра­фии, офор­та. Пред­став­ле­ны про­из­ве­де­ния из трех част­ных со­бра­ний. Вы­став­ка от­кры­та до 22 фев­ра­ля.

Две преды­ду­щие вы­став­ки Клу­ба лю­би­те­лей гра­фи­ки в РГБ бы­ли по­свя­ще­ны юби­лею Го­го­ля и 210-ле­тию тех­ни­ки ли­то­гра­фии. За­ко­но­мер­но, что в сте­нах биб­лио­те­ки ра­но или позд­но долж­ны бы­ли вы­ста­вить ил­лю­стра­ции к про­из­ве­де­ни­ям ху­до­же­ствен­ной ли­те­ра­ту­ры. «Ос­нов­ная за­да­ча на­ше­го клу­ба: по­ка­зать лю­дям на­сто­я­щее ис­кус­ство гра­фи­ки», — рас­ска­зы­ва­ет пре­зи­дент Клу­ба лю­би­те­лей гра­фи­ки Ра­фа­ил Яко­вле­вич Ште­рен­гарц.

Имен­но до ис­кус­ства книж­ная гра­фи­ка до­рос­ла в XIX ве­ке. Для куль­ту­ры XVIII–XIX ве­ков во­об­ще бы­ла ха­рак­тер­на глу­бо­кая связь ли­те­ра­ту­ры и ри­со­ва­ния. Ху­дож­ни­ки бы­ли ак­тив­ны­ми тол­ко­ва­те­ля­ми ли­те­ра­тур­ных ше­дев­ров, точ­но пе­ре­во­дя их в изоб­ра­зи­тель­ный ряд. К то­му же XIX век стал вре­ме­нем кни­го­из­да­тель­ско­го и жур­наль­но­го бу­ма в Рос­сии и Ев­ро­пе, что спо­соб­ство­ва­ло ро­сту ар­мии ил­лю­стра­то­ров. На­чи­ная с 1840-х го­дов, рус­ская, не­мец­кая, фран­цуз­ская, ан­глий­ская ре­а­ли­сти­че­ская ил­лю­стра­ция до­стиг­ли сво­их вер­шин. В этой об­ла­сти ра­бо­та­ли и из­вест­ные жи­во­пис­цы: Иван Крам­ской, Вик­тор Вас­не­цов, Ва­си­лий Ма­ков­ский, Илья Ре­пин, Эжен Де­ла­круа, Оно­ре Домье. Их ил­лю­стра­ции пуб­ли­ко­ва­лись в та­ких по­пу­ляр­ных жур­на­лах, как «Ни­ва», «Все­мир­ная ли­те­ра­ту­ра», «Жи­во­пис­ное обо­зре­ние». Кро­ме то­го, дол­гие го­ды ил­лю­стра­ции к про­из­ве­де­ни­ям бел­ле­три­сти­ки из­да­ва­лись мас­со­вы­ми ти­ра­жа­ми в ви­де аль­бо­мов, па­пок, от­дель­ных стан­ко­вых ли­стов боль­шо­го фор­ма­та.

Рос­сий­скую ху­до­же­ствен­ную ил­лю­стра­цию се­ре­ди­ны XIX ве­ка не­воз­мож­но пред­ста­вить без гра­фи­ка Ми­ха­и­ла Ба­ши­ло­ва (1821—1870). На вы­став­ке мож­но уви­деть его кар­тин­ки к «Гу­берн­ским очер­кам» Ми­ха­и­ла Сал­ты­ко­ва-Щед­ри­на из со­бра­ния кол­лек­ци­о­не­ра Вла­ди­ми­ра Гу­рье­ви­ча Бе­ли­ко­ва. Уче­ник Кар­ла Брюл­ло­ва, Ми­ха­ил Ба­ши­лов на­ря­ду с круп­ней­ши­ми ма­сте­ра­ми книж­ной ил­лю­стра­ции Пав­лом Бо­клев­ским и Кон­стан­ти­ном Тру­тов­ским ис­по­ве­до­вал прин­ци­пы кри­ти­че­ско­го ре­а­лиз­ма. Он пер­вый про­ил­лю­стри­ро­вал «Го­ре от ума» Гри­бо­едо­ва, а в 1860-е го­ды в тес­ном со­труд­ни­че­стве с Львом Тол­стым со­здал цикл ил­лю­стра­ций к «Вой­не и ми­ру». Пи­са­тель да­же при­зна­вал­ся в пись­ме к ху­дож­ни­ку, что его ри­сун­ки вы­зы­ва­ют у не­го «под­стре­ка­ю­щее чув­ство» к про­дол­же­нию ра­бо­ты над ро­ма­ном.

При­вле­ка­ют вни­ма­ние фран­цуз­ские ил­лю­стра­ции из со­бра­ния кол­лек­ци­о­не­ра Ели­за­ве­ты Пет­ров­ны Ро­ма­но­вой. Сре­ди них про­из­ве­де­ния к кни­гам Вик­то­ра Гю­го: пер­вые из­да­ния «Лу­кре­ции Бор­джиа» (1833) и «Ко­роль за­бав­ля­ет­ся» (1832), а так­же пер­вое из­да­ние «Пу­те­вых впе­чат­ле­ний» (1834) Алек­сандра Дю­ма. Один из их ху­дож­ни­ков — Се­ле­стен Нан­тейль, уче­ник Огю­ста До­ми­ни­ка Эн­гра, ра­бо­тав­ший ли­то­гра­фом со мно­ги­ми жур­на­ла­ми сво­е­го вре­ме­ни. Еще од­ни лю­бо­пыт­ные экс­по­на­ты из то­го же со­бра­ния — двой­ные ил­лю­стра­ции к «Пи­ко­вой да­ме» Пуш­ки­на, из­дан­ной в Па­ри­же в 1922 го­ду и про­ил­лю­стри­ро­ван­ной вы­да­ю­щим­ся жи­во­пис­цем и ри­со­валь­щи­ком Ва­си­ли­ем Ива­но­ви­чем Шу­ха­е­вым, ко­то­рый жил то­гда в эми­гра­ции. Ос­нов­ной ти­раж кни­ги со­дер­жал цвет­ные кар­тин­ки, но бы­ло из­да­но и не­сколь­ко па­пок с двой­ной сю­и­той — цвет­ны­ми и чер­но-бе­лы­ми. «"Пи­ко­вую да­му" Пуш­ки­на во­об­ще очень лю­би­ли во Фран­ции, мно­гие пы­та­лись ее пе­ре­во­дить, на­при­мер Про­спер Ме­ри­ме. В пе­ре­во­де этой кни­ги по­участ­во­вал Ан­дре Жид, а ил­лю­стра­то­ром стал рус­ский ху­дож­ник», — рас­ска­зы­ва­ет вла­де­лец кол­лек­ции Ели­за­ве­та Пет­ров­на Ро­ма­но­ва.

Оче­вид­но, что в эпо­ху рас­цве­та книж­ной ил­лю­стра­ции во­прос «как при­об­щить де­тей к чте­нию?» был не столь ак­туа­лен, как се­го­дня. Один из от­ве­тов на не­го стар, как гра­вю­ры на вы­став­ке — путь к кни­ге ле­жит че­рез кра­си­вые ил­лю­стра­ции. «Од­на­жды я уви­дел кар­тин­ку, на ко­то­рой был изоб­ра­жен черт, уно­ся­щий пар­ня — это бы­ло "Со­бра­ние со­чи­не­ний для де­тей сред­не­го воз­рас­та" Го­го­ля с ил­лю­стра­ци­я­ми Гур­ко, из­дан­ное в 1913 го­ду, — рас­ска­зы­ва­ет Ра­фа­ил Яко­вле­вич Ште­рен­гарц. — Мне так за­хо­те­лось про­чи­тать эту кни­гу, что я стал за­пой­ным чи­та­те­лем и на­чал со­би­рать кни­ги. А по­том и кар­тин­ки к ним».

Виртуальная выставка на Flickr

 

 

       
 
Сайт создан при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ
Официальный сайт Российской государственной библиотеки
Новый сайт
Электронная почта
Свидетельство о регистрации средства массовой информации:
Эл № ФС 77-20215 от 13 декабря 2004 года.

При использовании материалов прямая ссылка
на сайт www.rsl.ru обязательна.