Вот уже третий раз в РГБ проходит выставка Московского клуба любителей графики. На этот раз в Голубом выставочном зале показывают иллюстрации к произведениям художественной литературы. В основном это работы французских и русских художников XIX — начала XX века, выполненные, в том числе, в технике литографии, ксилографии, хромолитографии, офорта. Представлены произведения из трех частных собраний. Выставка открыта до 22 февраля.
Две предыдущие выставки Клуба любителей графики в РГБ были посвящены юбилею Гоголя и 210-летию техники литографии. Закономерно, что в стенах библиотеки рано или поздно должны были выставить иллюстрации к произведениям художественной литературы. «Основная задача нашего клуба: показать людям настоящее искусство графики», — рассказывает президент Клуба любителей графики Рафаил Яковлевич Штеренгарц.
Именно до искусства книжная графика доросла в XIX веке. Для культуры XVIII–XIX веков вообще была характерна глубокая связь литературы и рисования. Художники были активными толкователями литературных шедевров, точно переводя их в изобразительный ряд. К тому же XIX век стал временем книгоиздательского и журнального бума в России и Европе, что способствовало росту армии иллюстраторов. Начиная с 1840-х годов, русская, немецкая, французская, английская реалистическая иллюстрация достигли своих вершин. В этой области работали и известные живописцы: Иван Крамской, Виктор Васнецов, Василий Маковский, Илья Репин, Эжен Делакруа, Оноре Домье. Их иллюстрации публиковались в таких популярных журналах, как «Нива», «Всемирная литература», «Живописное обозрение». Кроме того, долгие годы иллюстрации к произведениям беллетристики издавались массовыми тиражами в виде альбомов, папок, отдельных станковых листов большого формата.
Российскую художественную иллюстрацию середины XIX века невозможно представить без графика Михаила Башилова (1821—1870). На выставке можно увидеть его картинки к «Губернским очеркам» Михаила Салтыкова-Щедрина из собрания коллекционера Владимира Гурьевича Беликова. Ученик Карла Брюллова, Михаил Башилов наряду с крупнейшими мастерами книжной иллюстрации Павлом Боклевским и Константином Трутовским исповедовал принципы критического реализма. Он первый проиллюстрировал «Горе от ума» Грибоедова, а в 1860-е годы в тесном сотрудничестве с Львом Толстым создал цикл иллюстраций к «Войне и миру». Писатель даже признавался в письме к художнику, что его рисунки вызывают у него «подстрекающее чувство» к продолжению работы над романом.
Привлекают внимание французские иллюстрации из собрания коллекционера Елизаветы Петровны Романовой. Среди них произведения к книгам Виктора Гюго: первые издания «Лукреции Борджиа» (1833) и «Король забавляется» (1832), а также первое издание «Путевых впечатлений» (1834) Александра Дюма. Один из их художников — Селестен Нантейль, ученик Огюста Доминика Энгра, работавший литографом со многими журналами своего времени. Еще одни любопытные экспонаты из того же собрания — двойные иллюстрации к «Пиковой даме» Пушкина, изданной в Париже в 1922 году и проиллюстрированной выдающимся живописцем и рисовальщиком Василием Ивановичем Шухаевым, который жил тогда в эмиграции. Основной тираж книги содержал цветные картинки, но было издано и несколько папок с двойной сюитой — цветными и черно-белыми. «"Пиковую даму" Пушкина вообще очень любили во Франции, многие пытались ее переводить, например Проспер Мериме. В переводе этой книги поучаствовал Андре Жид, а иллюстратором стал русский художник», — рассказывает владелец коллекции Елизавета Петровна Романова.
Очевидно, что в эпоху расцвета книжной иллюстрации вопрос «как приобщить детей к чтению?» был не столь актуален, как сегодня. Один из ответов на него стар, как гравюры на выставке — путь к книге лежит через красивые иллюстрации. «Однажды я увидел картинку, на которой был изображен черт, уносящий парня — это было "Собрание сочинений для детей среднего возраста" Гоголя с иллюстрациями Гурко, изданное в 1913 году, — рассказывает Рафаил Яковлевич Штеренгарц. — Мне так захотелось прочитать эту книгу, что я стал запойным читателем и начал собирать книги. А потом и картинки к ним».
Виртуальная выставка на Flickr