Место проведения: Москва, РГБ, выставочная площадка у Мраморной лестницы
Время проведения: 5 декабря 2012 года — 20 января 2013 года
Вход по читательскому билету
Соловецкий маяк |
5 декабря в Российской государственной библиотеке прошло торжественное открытие передвижной выставки Товарищества Северного мореходства и Соловецкого морского музея «Крест и маяк: навигационные знаки Белого моря в XVI — начале XX века» Масштабный и мобильный музейно-выставочный проект посвящен преемственности навигационной морской практики Средневековья и Нового времени. Выставка, подготовленная сотрудниками Соловецкого морского музея, получила заслуженную награду. В 2012 году она стала лауреатом Всероссийской историко-литературной премии «Александр Невский». Двумя годами ранее этой премией был отмечен выставочный проект РГБ «...Но жив талант, бессмертен гений».
Хранители путеводного света
У древних поморов имеется огромное число пословиц и поговорок подобного рода: «Море — измена лютая», «Наше море — наше поле», «Морем живем, ему и песни поем». С морской стихией надлежало умело справляться. И обитатели Русского Севера нередко превосходили многоопытных английских и голландских мореплавателей. В шестнадцатом веке те только пытались через Арктику найти путь в Китай, а наши предки уже его проложили. В том же столетии в навигационную практику прочно вошел береговой крест, который более 300 лет служил попавшим в беду людям. В XVIII веке пришла пора световых маяков, в 1913 году на Белом море путь указывали уже двадцать маячных огней.
Экспозиция рассказывает о пяти маяках — самых важных на Соловках. Первым из них стал Жижгинский, появившийся в 1760 году. Минуло почти восемьдесят лет, и вот два крепких купца взялись заменить обветшавшее сооружение из дерева каменным («для безопасности коммерческого судоходства»). А в придачу построили дом для смотрителя, погреб с кладовыми и метеостанцию, где круглосуточно велись наблюдения.
Развитая по тем времена «инфраструктура» — не редкость. На острове Большой Жужмуй, например, имелась даже библиотека. С ним связано трагическое событие: в 1871 году там погибла от цинги вся немногочисленная маячная команда — смотритель и три его помощника. Люди стоически переносили лишения. Ведь они сами выбрали свою судьбу — до конца быть хранителями путеводного света.
На этом острове в многодетной семье вырос выдающийся ученый-гидрограф, специалист по маякам и средствам навигационного ограждения Павел Башмаков. Вниманию посетителей предлагаются фотоснимки, где Павел Иванович запечатлен в разные периоды жизни. Вообще, для выставки подобраны не только редкие документы (планы строительства, акты о приемке работ, таблицы метеонаблюдений, рапорты начальству), но и богатый изобразительный материал (фотографии и открытки начала XX века). Многое из того, что экспонируется, нигде прежде не публиковалось.
На птичьей высоте
Чесменский маяк, летний берег Белого моря, 2005 |
Настоящая выставка (авторы — кандидаты исторических наук Алексей Лаушкин и Светлана Рапенкова, художник Рустам Каримов) приурочена к 150-летию первого в России храма-маяка, действующего на Большом Соловецком острове. В этом уникальном сооружении, которое увенчало самую высокую гору Большого Соловецкого острова, соединились два главных навигационных знака Белого моря, два древних символа спасения — крест и маяк.
Чтобы построить в 1862 году маяк под куполом уже практически возведенного на Секирной горе Вознесенского храма, надо было получить согласие у архимандрита Порфирия. Он не только позволил это сделать, но даже предложил часть расходов покрыть за счет монастырской казны. Среди экспонатов есть и проект «переделки новопостроенной церкви для установки на ней маяка».
В печально известные времена храм стал частью штрафного изолятора, где не прекращались издевательства и пытки, а у подножья горы узников расстреливали. Единицам удавалось вырваться из Секирки живыми. И в этом апокалипсисе один уже преклонных лет монах регулярно зажигал маяк, зная, что творится там, внизу.
— В крошечной келье, под куполом храма, на небесной, птичьей, высоте он плакал и молился о душах убиенных, — рассказал на вернисаже Алексей Лаушкин. — История навигации на Белом море, казалось бы, сугубо техническая область. Но на самом деле далеко не техническая. Это очень человеческая история...
Времени вопреки
Сегодняшнее положение тружеников-маяков Белого моря плачевно. Министерство обороны, на балансе которого числятся, особой надобности в них не видит. К тому же из-за экономических трудностей заметно сократилось само судоходство. В итоге маяки разрушаются и гаснут. Из пяти представленных в экспозиции официально сохранено освещение лишь на Жижгинском. Исключительно благодаря усилиям братии работает Соловецкий. На свои средства монахи отремонтировали «отраду моряка», оснастили новым электрооборудованием. Ситуация отражена в названии раздела экспозиции — «Времени вопреки».
Конечно, современные навигационные спутниковые системы обладают огромным преимуществом перед своими скромными собратьями. Однако мореходные державы, похоже, не собираются избавляться и от того, что работало веками. Кроме того, помимо чисто утилитарного назначения, береговые навигационные знаки являются культурным достоянием, характеризующим тесную связь материального и духовного. Показательно, что парламент Канады наделил маяки статусом объектов исторического наследия. На выставке представлена целая серия фотографий маяков Франции, Исландии, Швеции, Великобритании. Все они находятся в отличном состоянии.