|
Где: Москва, ул. Воздвиженка, 3/5, Российская государственная библиотека, Музей книги
Когда: 1—29 февраля 2016 года
Этой зимой исполняется 135 лет со дня рождения и 85 лет со дня смерти великой русской балерины Анны Павловой (1881—1931). К этим датам приурочена мини-выставка в Музее книги: в центре экспозиции три библиофильских издания о русском балете начала ХХ века, с редкими фотографиями и рисунками, многие из которых могут стать открытием даже для балетоманов.
Экземпляр книги Вальтера Арчибальда Проперта «Русский балет в Западной Европе 1909—1920) (Propert W. A. «The Russian ballet in Western Europe 1909—1920», London, 1921) есть и в Музее Метрополитен в Нью-Йорке. Неудивительно, что книга удостоилась хранения в художественном музее — в нем 66 иллюстраций и гравированных воспроизведений работ Леона Бакста, Александра Бенуа, Анри Матисса, Ивана Федоровского, Михаила Ларионова, Александра Головина, Николая Рериха, Сергея Судейкина, Пабло Пикассо и других. Фронтиспис украшает гравированное воспроизведение портрета Сергея Дягилева работы Валентина Серова, рисунок на титульном листе выполнен Натальей Гончаровой. Это библиофильское издание, выпущенное тиражом 500 экземпляров.
Два других представленных на выставке издания вышли в 1922 году в Лондоне и Париже и посвящены Анне Павловой и Тамаре Карсавиной. Автор обеих — Валериан Яковлевич Светлов (н. ф. Ивченко, 1860—1934), человек с необычной биографией. Выйдя в отставку после службы в кавалерии, занялся литературной деятельностью — писал рассказы, повести, романы на исторические темы. С середины 1890-х годов начал писать о балете: публиковал исторические исследования, рецензии на спектакли, хронику, очерки, творческие портреты артистов балета и балетмейстеров в газетах «Биржевые ведомости», «Петербургская газета», «Слово», «Петербургский дневник театрала», в журналах «Театр и искусство» и «Звезда», в «Ежегоднике императорских театров».
Валериан Светлов принадлежал к избранному кругу петербургских балетоманов и имел одну из самых богатых балетных коллекций в дореволюционной России. Он — автор либретто балета «Принц-садовник» по сказке Г. Х. Андерсена на музыку А. А. Давидова, поставленного Клавдией Куличевской в Петербургском театральном училище в 1906 году и в Мариинском театре в 1907 году. На сюжет сказки Валериана Светлова «Ангел из Фьезоле» балетмейстер Михаил Фокин поставил одноактный балет «Эрос» (Мариинский театр, 1915). Активный сторонник творчества Айседоры Дункан, Светлов неоднократно высказывался против рутины и застоя на императорской сцене и поддерживал творческие поиски Михаила Фокина. Валериан Яковлевич участвовал в организации «Русских сезонов» 1909 года в Париже, в составе так называемого Комитета при Сергее Дягилеве.
В Первую мировую войну добровольцем пошел на фронт, служил ротмистром в Ингушском конном полку «Дикой дивизии» и был награжден четырьмя орденами, в том числе орденом св. Владимира 4-й степени с мечами и бантом. В 1916 году Светлов женился на известной балерине Мариинского театра Вере Трефиловой, а в 1917 году они эмигрировали из России и обосновались в Париже, где Вера Александровна открыла свою балетную школу. Валериан Яковлевич продолжал публиковать статьи о русском балете, о русских артистах в эмиграции, но уже с позиции защиты классических традиций. В эти годы в Париже и Лондоне вышли несколько его трудов по истории русского балета и «Русских сезонов», включая представленные на выставке книги.
Книгу Светлова об Анне Павловой (Anna Pavlova. — Paris, 1922) предваряет обращение критика Сергея Андреевского к балерине: «Вы вступили в царство сказок и мелодий как новая фея, ведущая куда-то вдаль. Все отставшее поблекло. Сама музыка в вас влюбилась. Теперь вместе с Вами она как бы вновь сверкает, плачет, радуется, чарует и свободно несется к небесам. Благодарим Вас, отважная и бессмертная артистка, за светлую поэзию, за глубокую красоту созданных вами музыкальных видений!». Лист со словами Андреевского украшен литографией работы Льва Бакста.
Кроме многочисленных портретов балерины работы Эме Стивенса, Валентина Серова, Александра Яковлева в издание входит таблица ее балетного репертуара с указанием названия балета, исполняемой роли и композитора. Книга украшена многочисленными заставками, концовками, буквицами и изображениями, выполненными в технике гравюры на дереве художником Д. Галанисом. Весьма любопытны пять изящных заставок к отдельным частям книги — они воспроизведены с оригинальных гравюр прославленного итальянского скульптора и художника Антонио Кановы. Экземпляр в авторском художественном переплете работы Ad. Lavaux.
Переплет книги Светлова о Тамаре Карсавиной (Thamar Karsavina. — London, 1922) выполнен тем же художником. Она вышла тиражом 350 экземпляров, экземпляр Музея книги — № 312, тоже на плотной бумаге верже. Структурно издание похоже на книгу об Анне Павловой: здесь тоже многочисленные фотографические и рисованные портреты балерины, также есть таблица ее балетного репертуара с указанием названия балета, исполняемой роли, хореографа, художника и композитора.
Выставку дополняют издания «Сергей Дягилев и русское искусство» (Т. 1—2. — Москва, 1982), «Материалы по истории русского балета» (Т. 1. — Ленинград, 1938) и другие издания.
|
|