|
Где: Москва, ул. Воздвиженка, 3/5, Российская государственная библиотека, читальный зал отдела изоизданий
Когда: 1—30 мая 2015 года
В преддверии Дня Победы в читальном зале отдела изоизданий открыта выставка материалов из фондов отдела, среди которых плакаты, открытки, лубочные картинки, специальные формы для писем-треугольников. За каждым из плакатов — интересная история как самого художника, так и прототипа изображения. Многие из плакатов военных лет продолжают жить и сегодня: нарисованные больше 70 лет назад, они используются для оформления разных типов полиграфической продукции и переиздаются в первоначальной форме плаката, подтверждая, что жизнь любого жанра пропорциональна силе заложенных в него эмоций.
Уже через три дня после нападения Германии на СССР в Москве были вывешены первые военные плакаты, а в последущие годы их появились тысячи. Особым событием стал плакат Виктора Корецкого «Воин Красной Армии, спаси!» (Москва — Ленинград, 1942), оригинал которого можно увидеть на выставке. Впервые опубликованный в газете «Правда» 5 августа 1942 года, он был выпущен 14-миллионным тиражом. Его помещали на обложках журналов, увеличенный вариант плаката был развешен на стенах домов, на его фоне красноармейцы фотографировались на память о совместной фронтовой службе. Интересно, что автор плаката сначала планировал изобразить на рисунке известную актрису, но ввиду ее длительной занятности попросил позировать свою падчерицу Марину Гицевич и соседского мальчика. Художник сделал множество зарисовок и фотографий, добиваясь нужного эффекта.
Вот как рассказывал художник о своей работе: «Необходимо было добиться такой выразительности глаз матери, чтобы зритель мог прочесть в них и презрение, и ненависть к врагу. Эти же чувства я старался отразить и в глазах ребенка. Его взгляд должен был дополнять взгляд матери. Думалось, что мать и ребенок должны были смотреть не на окровавленный штык, а на врага».
Подтверждением силы образа стало его цитирование в плакате Николая Жукова «Бей насмерть!» (1942), где его изображение помещено на стену за спиной стреляющего бойца — своеобразный жанр «плаката в плакате», который, кстати, не единожды встречался во время войны.
В войну жанр плаката был чрезвычайно востребован: по сравнению с предвоенным временем, число выпущенных наименований плакатной продукции выросло после 1941 года на целых 300 %. Специально установленные плакатные витрины и стенды были во всех городах Советского Союза, плакаты были обязательным элементом оформления всех помещений в тылу и на фронте, наряду со сводками Совинформбюро. Они были выражением воли народа к борьбе и уверенности в победе. Публиковавшиеся на страницах газет и журналов, плакаты становились объектом особого отношения: они вырезались и хранились, вдохновляя в тяжелые минуты.
В художниках-плакатистах не было недостатка: развитие событий на фронтах вызвало всплеск творческой активности. Плакатную и массовую изобразительную продукцию публиковали в тылу, эвакуации, прифронтовой зоне, в редакциях газет и полиграфических отделениях армии и флота. В жанре военного плаката работали такие мастера, как Нина Ватолина, Виктор Дени, Алексей Кокорекин, Виктор Корецкий, Кукрыниксы, Борис Пророков и другие известные художники. Плодотворно занимались плакатом мастера студии военных художников им. М. Б. Грекова — Николай Жуков, Леонид Голованов, Виктор Климашин.
На выставке можно увидеть несколько плакатов Николая Жукова. В годы войны Жуков служил солдатом в артиллерии, а потом работал в редакции армейской газеты на Калининском фронте и одновременно военным корреспондентом «Правды». Тогда он и создал фронтовые плакаты «Отстоим Москву!», «Выстоять!», «Бей насмерть!», «Они не пройдут!» Плакаты являлись репликами на последние сводки с фронта и рисовались очень быстро: например, представленный на выставке плакат «Отстоим Москву!» Жуков вместе с Виктором Климашиным придумал и нарисовал всего за одну ночь.
К концу 1944 года Победа окончательно стала ведущей темой плакатов. Один из примеров на выставке — плакат «С наступающим!» творческого объединения ленинградских художников «Боевой карандаш», которое возникло еще во время войны с Финляндией. За первые же девять дней Великой Отечественной художники нарисовали целую серию ярких агитационных плакатов.
В труднейших условиях блокады художники не прекращали работать. Среди плакатов, выпускавшихся во время войны, листы «Боевого карандаша» выглядели необычно. Они печатались в технике литографии, как цветные эстампы, что позволяло тиражировать их оперативно и качественно. «В Политуправлении фронта, — вспоминали карандашисты, — рассказывали, что гитлеровцы, захватив пригороды Ленинграда, увидели на улицах наши антигитлеровские листы и познакомились с нашими фамилиями. Фашистская пропаганда обещала после взятия города повесить художников "Боевого карандаша" как "большевистских агитаторов, врагов фюрера и Третьего рейха"». Интересно, что первая отчетная выставка «Боевого карандаша» прошла в ВГБИЛ им. В. И. Ленина (сегодня РГБ) в октябре 1943 года.
Плакат Леонида Голованова «Дойдем до Берлина!» ярко воплотил настроения дней накануне Победы. Прототипом героя этого плаката стал командир снайперской роты 81-го гвардейского стрелкового полка лейтенант Василий Голосов. Голованов чаще других художников вносил в героическую плакатную тему элементы жанрового повествования, умел показать душевную теплоту своих героев, их стойкость и чистоту. В его плакатах ясно видны следы фронтовых впечатлений. Лицо бойца запомнилось художнику со времени знакомства с ним на Юго-Западном фронте еще в 1943 году. В плакате «Дойдем до Берлина!» художнику удалось отобразить своеобразную народную поэтизацию облика своего героя, выраженную в естественной, не осознанной им самим храбрости, удали и юморе.
А в 1945 году художник рисует победный плакат «Красной Армии — слава!», на котором изображен все тот же снайпер Василий Голосов, стоящий у стены Рейхстага: на ней прикреплен плакат «Дойдем до Берлина», а рядом надпись — «Дошли!» И мало кто знает, что на самом деле Василий Голосов не дожил до Победы, погибнув еще в августе 1943 года под Харьковом...
|
|