Император Александр I и его супруга императрица Елизавета Алексеевна |
Время проведения: 4—29 марта 2013 года
Место проведения: Москва, ул. Воздвиженка, 3/5, РГБ, Музей книги, 3 подъезд, 4 этаж
Толчком для организации выставки послужило небольшое открытие. «Существует множество живописных, графических, фотографических портретов русских императоров XIX в., благодаря которым широкая публика хорошо знает их лица, а вот лица русских императриц того же времени известны достаточно узкому кругу специалистов — историкам, музейщикам. Поэтому нам захотелось приоткрыть над ними завесу некоторой безвестности», — рассказывает главный хранитель фондов НИО редких книг РГБ Нина Чаленко.
В отличие от века XVIII, XIX век стал временем «мужских» правлений, при которых изменился и статус русских императриц. Находясь в тени своих супругов, каждая из них тем не менее вписала свою замечательную страницу в русскую историю. На выставке представлено восемь отечественных и иностранных изданий XIX века, где можно увидеть портреты русских цариц, выполненные в различных техниках. Каждое из изданий, по сути, может послужить их своеобразной персонификацией, приближая удаляющиеся во времени образы монархинь и выделяя их индивидуальности на общем фоне блеска и славы Императорского дома. Каждая из русских императриц XIX века достойна отдельной выставки, уверены в Музее книги.
Об отношении современников к Марии Федоровне (1759—1828), второй супруге императора Павла I, можно судить по двум представленным на выставке альманахам — «Венок граций 1829» и «Невский альманах на 1829 год» (СПб., 1828). Ни в одном из них нет материалов об императрице, однако на фронтисписе каждого издания сделаны ее миниатюрные гравированные портреты. Портрет на «Венке граций» подписан «Мать России» и сопровождается посвящением: «Что смерть? Бессмертная Она, Великих Мать, Великая жена». Известно, что в основе почитания Марии Федоровны был не столько подписанный в конце XVIII в. указ Павла I, согласно которому статус вдовствующей императрицы был выше, чем у императрицы действующей, сколько ее огромные заслуги в благотворительной работе. Императрица возглавляла собственное ведомство, которое так и называлось — Ведомство учреждений императрицы Марии (или Мариинское). Руководя им более тридцати лет, она превратила ведомство в особую отрасль общественного призрения, народного образования, здравоохранения и социального обеспечения. По ее распоряжению были построены новые сиротские дома, открыты благотворительные больницы, получившие название «Мариинских». В фонде Музея книги есть замечательный экземпляр биографии императрицы из библиотеки Александра III, написанный Е. С. Шумигорским и изданный в 1892 году. Одно из изданий книги есть в свободном доступе в электронной библиотеке РГБ.
Император Николай I с императрицей Александрой Федоровной и дочерью великой княжной Ольгой |
«Свободу лишь учася славить, / Стихами жертвуя лишь ей, / Я не рожден царей забавить / Стыдливой музою моей. / Но, признаюсь, под Геликоном, / Где Кастилийский ток шумел, / Я, вдохновленный Аполлоном, / Елисавету втайне пел», — так писал в свои лицейские годы Александр Пушкин о Елизавете Алексеевне (1779—1826), супруге императора Александра I. Впервые поэт увидел императрицу на торжественном акте открытия Лицея 19 октября 1811 года. Это была печальная пора в ее жизни: обе ее дочери умерли, брак с царем был несчастным. События Отечественной войны 1812 года оторвали ее от личных переживаний: известия о тысячах искалеченных воинов побудили ее создать Сиротское училище и при нем Дом трудолюбия для дочерей офицеров, павших на войне (впоследствии — Елизаветинский институт). Один из образов императрицы можно увидеть в составе парного портрета императорской четы на развороте «Месяцеслова на лето от Рождества Христова 1814» (СПб., 1814). Гравюра с портретом Елизаветы Алексеевны выполнена по картине французской художницы Л.-Э. Виже-Лебрен. Другой гравированный портрет — в третьей части книги Ефрема Филиповского «Краткое историческое и хронологическое описание жизни и деяний Великих Князей Российских, Царей, Императоров и их пресветлейших супруг и детей» (СПб.,1810). Книга была одним из самых известных иллюстрированных изданий в начале XIX века и замечательна, прежде всего, большим количеством красивых гравюр (около ста). Выпуск подобного труда требовал значительных вложений, и его автор прибег к сбору средств по подписке. Среди имен жертвователей оказались Екатерина Дашкова, Гавриил Державин, Алексей Аракчеев, а также Николай Петрович Румянцев, основатель предтечи РГБ — Румянцевского музея и библиотеки.
Библиотека супруги императора Николая I Александры Федоровны (1772—1860) насчитывала более девяти тысяч книг, альбомов и гравюр и сегодня находится в РГБ. На выставке представлен один из экземпляров библиотеки императрицы — красочный, в бархатном переплете и футляре с блинтовым тиснением, альбом сонетов Scadutti R. (Палермо, 1846), с акварельным портретом царской семьи и изображениями видов Палермо. Книга преподнесена императрице в подарок на Сицилии в 1846 году, куда она любила ездить на отдых. Это живописное издание отображает натуру Александры Федоровны — артистичную, увлеченную театром и искусством. Немногим известно, что Александринский театр в Петербурге носит именно ее имя. Замечательна и история ее прозвища — Лалла Рук, по имени персидской принцессы из популярной в то время романтической поэмы Томаса Мура с одноименным названием. В 1820 году Василий Андреевич Жуковский, который обучал императрицу русскому языку и помогал ей собирать библиотеку, перевел из поэмы отрывок, а в 1821 году Александра Федоровна, тогда еще с будущим императором Николаем, присутствовала в Берлинском замке на балу, который давал по случаю приезда дочери прусский король Фридрих Вильгельм III. На сюжет поэмы на балу разыгрывалось театрализованное представление. Александра Федоровна выступала в роли Лаллы Рук и была настолько хороша, что Жуковский посвятил ей зимой того же года другой отрывок из произведения Мура («Милый сон, души пленитель…»). Этот бал увековечил и Пушкин в не вошедшей в 8 главу «Евгения Онегина» строфе: «И в зале яркой и богатой, / Когда в умолкший, тесный круг / Подобна лилии крылатой, / Колеблясь, входит Лалла-Рук».
Император Николай II с императрицей Александрой Федоровной и старшей
дочерью Ольгой |
Еще один петербургский театр — Мариинский — был назван в честь другой императрицы, Марии Александровны (1824—1880), супруги императора Александра II. Однако больше театра ее занимала благотворительная работа. Именно по инициативе Марии Александровны было создано Общество попечения о раненых и больных воинах, на базе которого впоследствии появился Красный Крест. На выставке можно увидеть издание обращения императрицы к Обществу «О мерах по усилению миссионерской деятельности Общества попечения о раненых и больных воинах». Ценность его в том, что оно напечатано на атласе и содержит уникальный фотографический портрет Марии Александровны. «Несмотря на все усилия сохранить мир, война оказалась неизбежною», — пишет императрица о событиях русско-турецкой войны 1877—1878 гг., в ходе которых и была издана эта книжка. Любопытно, что для нужд раненых тогда русским правительством было организовано 32 санитарных поезда, один из которых был построен на личные средства Марии Александровны.
Начальный период развития фотографии отмечен и портретом Марии Федоровны (1847—1928), супруги императора Александра III. На выставке представлен лист из «Альбома фотографических портретов Августейших особ и лиц, известных в России. Январь № 1. 1865». Альбом распространялся по подписке, оформить которую можно было в ателье «Фотографии Деньера» в Санкт-Петербурге и в «Магазине Юнкера» в Москве. В «Фотографии Деньера» можно было также приобрести отдельные фотографии особ императорской фамилии. Данная фотография Марии Федоровны ценна тем, что на ней она еще принцесса, невеста Александра III. Известно, что Мария Федоровна была сначала обещана не будущему императору, а его старшему брату, который скончался в возрасте 23 лет. Императрица Мария Федоровна продолжала дело своей тезки, Марии Федоровны-старшей, и известна как создательница Мариинских женских училищ для девушек низших сословий.
К моменту, когда принцесса Алиса Виктория Елена Беатриса Гессен-Дармштадская стала супругой Николая II и императрицей Александрой Федоровной (1872—1918), искусство фотографии уже была достаточно распространено — и сегодня все знакомы с фотопортретами трагически известной последней царской семьи. В Музее книги решили показать не их, а книгу «Шербург, Париж, Шалон» (Cherbourg — Paris — Chalons, 1896), посвященную визиту императорской четы во Францию в октябре 1896 года. На фронтисписе издания — большая красивая гравюра, сделанная с фотографической точностью: портреты императора Николая II, Александры Федоровны и старшей дочери Ольги. В годы Первой мировой войны Александра Федоровна и княжны Ольга и Татьяна тоже внесли немалый вклад в дело помощи страждущим: они окончили курсы медицинских сестер и работали в Царскосельском госпитале.
Нерусские по рождению, иностранные принцессы в отведенной каждой из них мере разделили судьбу народа, в который их привели сложные законы европейских монархий и просто любовь. Небольшая выставка в Музее книги способна пробудить неподдельный интерес к их судьбам.