Место проведения: Москва, РГБ, МЗ (Дом Пашкова)
Время проведения: 4 февраля — 25 марта 2013 года
5 февраля в отделе музыкальных изданий и звукозаписей (МЗ) открылась выставка, посвященная 200-летия со дня рождения Александра Даргомыжского. Это был человек невероятно многогранный. В первую очередь, конечно же, выдающийся русский композитор, но еще и пианист, блестящий педагог по вокалу, сотрудник журнала «Искра», председатель Петербургского отделения Императорского русского музыкального общества.
На открытии выставки сотрудница МЗ Людмила Лейченко провела яркий обзор экспозиции, отражающий самые важные события в творчестве Даргомыжского. Одним из определяющих фактов его жизни стало знакомство в молодости с Михаилом Глинкой, уже снискавшим мировую славу. Они дружили в течение 22 лет. Своему другу и наставнику Александр Сергеевич обязан обращением к оперному жанру.
На премьере в Большом театре его дебютной оперы «Эсмеральда» в 1847 году автора вызывали на сцену восемь раз. Обращение к этому сюжету не случайно: весь Петербург тогда зачитывался «Собором Парижской Богоматери» Виктора Гюго. Огромный успех снискала и «Русалка» Даргомыжского. Сам Чайковский высоко оценил это творение, поставив его на первое место «после недосягаемо гениальных опер Глинки».
В шестидесятые годы композитор становится все более заметной фигурой в русской музыкальной жизни. Он пишет не только оперы, но и симфонии, романсы, песни. Оркестровое «Болеро» исполняют на Павловском вокзале — очень престижной концертной площадке того времени.
В 1859 году в Петербурге вышел первый номер сатирического журнала «Искра», где Даргомыжский заведовал музыкальной частью. К «искровским» произведениям композитора принадлежит драматическая песня «Старый капрал» на текст поэта Василия Курочкина, вдохновившегося творчеством Беранже. Шаляпин вспоминал, как однажды во время исполнения этой песни он увидел Льва Толстого, украдкой вытирающего слезы.
Александр Сергеевич с удовольствием работал в жанре пародий. Так, он сочинил виртуозную шутку-фантазию «Баба Яга, или С Волги nach Riga» — музыкальный памфлет на европейские штампы в инструментальной музыке. Серьезному композитору был присущ дар создания колоритных сценок-портретов, подобных знаменитому «Титулярному советнику». У него вызывали энтузиазм любительские хоры. Дачные сезоны на Черной речке, куда он привозил семью, скрашивало исполнение специально сочиненных им трехголосных произведений (пели a капелла). Впоследствии они были включены в собрание «хоров для разных голосов» под общим названием «Петербургские серенады».
В последний период жизни Даргомыжский работал над оперой «Каменный гость». «Пробую небывалое, — делился он. — Пишу музыку на сцены „Каменного гостя“ так, как они есть, не изменяя ни одного слова». Закончить работу помешала смерть. В завещании он выразил желание, чтобы труд завершили Николай Римский-Корсаков и Цезарь Кюи (композитор и музыкальный критик).
Романсы и симфонические сочинения представлены на выставке нотными изданиями Федора Стелловского, Петра Юргенсона, Александра Гутхейля — авторитетнейших русских нотоиздателей второй половины позапрошлого столетия. ХХ век внес свой вклад в изучение наследия Даргомыжского. В 1947 году «Музгиз» выпустил в свет полное собрание романсов и песен. Издание, куда вошло 101 сочинение, тщательно отредактировал музыковед Михаил Пекелис. Он является автором солидной монографии «Александр Сергеевич Даргомыжский и его окружение», которую также можно увидеть среди экспонатов. В отдельной витрине размещены студийные магнитофонные ленты, грампластинки, компакт-диски с записями произведений великого композитора.