|
Российский предприниматель, вице-президент ОАО «Лукойл», председатель совета директоров футбольного клуба «Спартак» Леонид Федун принес в дар Российской государственной библиотеке ряд ценных рукописей: богослужебные книги XVII века, произведения Василия Белова и Андрея Платонова, автографы Бориса Слуцкого и Валерия Брюсова.
Леонид Федун. Фото: Екатерина Чеснокова / РИА Новости
Церемония передачи книг и автографов в дар состоялась 5 апреля 2016 года в Доме Пашкова. Всего предприниматель подарил библиотеке три рукописные книги и четыре архивных материала.
Рукописные книги были приобретены из коллекции известного современного собирателя Дениса Валерьевича Пересторонина, которая неоднократно экспонировалась в Музее имени Андрея Рублева. Среди книг из этого собрания, подаренных Леонидом Федуном Российской государственной библиотеке, Триодь цветная (вторая четверть XVII века), Часослов с канонником (последняя треть XVII века), Сборник учительный старообрядческий (конец XVII века). Текстологические, палеографические и художественные особенности книг позволили экспертам РГБ утверждать, что рукописи относятся к особо ценным объектам культурно-исторического наследия.
Среди подаренных предпринимателем библиотеке архивных материалов особое место занимает черновой автограф произведения Василия Ивановича Белова (1932—2012) «Лад. Очерки о народной эстетике» (1978—1982). Это черновой автограф (с незначительными машинописными и печатными вставками объемом 410 листов) и единственный полный вариант «Лада», который ранее считался утраченным. В книге представлена колоссальная собирательская работа писателя, состоящая из записей народных поверий и описания крестьянских обычаев, занятий, ремесел, распределенных по календарному годовому циклу. Эту огромную исследовательскую работу современник Василия Белова писатель Валентин Распутин назвал настоящим подвигом. В 1981 году книга получила премию журнала «Наш современник», ей посвящено множество исследовательских статей. «Лад» стал ключевым произведением в творчестве Василия Белова.
Слева направо:
Триодь цветная. Вторая четв. XVII в., 439 л. 4° (19,1 х 14,5). Профессиональный полуустав двух почерков.
Переплет — доски, оболоченные тканью. Корешок — кожа (поновлен). Рукописная книга «Триодь цветная»
относится к особо ценным объектам культурно-исторического наследия.
Сборник учительный старообрядческий. Конец XVII в. 283 л. 4° (16,3—15,9 х 13,0). Полуустав нескольких
почерков. Переплет — доски в тисненой коже, с двумя застежками. Особое значение имеют владельческие
записи, которые позволяют восстановить историю бытования книги. Из записей следует, что книга
в 1832 г. была куплена в Ярославле крестьянским сыном Иваном Андреевым, жителем Вологодской губернии,
Череповецкого уезда, деревни Добрец. Рукописная книга «Сборник учительный старообрядческий»
относится к особо ценным объектам культурно-исторического наследия.
Часослов с канонником. Последняя треть XVII в. 484 л. 8° (14,7 х 9,2). Мелкий полуустав нескольких
почерков. Переплет — доски в коже. В книге имеются владельческие записи 1754 года, позволяющие
восстановить историю ее бытования, что повышает историко-культурную значимость данной рукописи.
Рукописная книга «Часослов с канонником» относится к особо ценным объектам культурно-исторического
наследия.
Безусловным открытием для исследователей и читателей РГБ станет рукопись рассказа Андрея Платоновича Платонова (1899—1951) «Мусорный ветер» (1933). Это машинопись с авторской правкой чернилами и карандашом объемом в 24 листа. Рукописи писателей такого уровня, как Андрей Платонов, чрезвычайно редко появляются на антикварном рынке, а потому являются событием в научной жизни. Текстологический анализ выявил существенные различия между рукописным и опубликованным текстами. Рукопись включает фрагменты, не вошедшие в опубликованный вариант рассказа, а значит, не известные литературоведам и текстологам. В рукописи имеются авторская правка и многочисленные карандашные пометы, которые передают процесс работы над текстом и отражают авторскую волю. В частности, авторская запись на последнем листе рукописи («июль 1933 г.») устраняет ошибку некоторых литературоведов, относящих его написание к 1934 году.
Интерес для исследователей и любителей поэзии представят и две другие подаренные рукописи — дарственные надписи Бориса Слуцкого и Валерия Брюсова. Дарственная надпись Бориса Абрамовича Слуцкого (1919—1986) выполнена на обложке книги «Избранная лирика» (Москва, 1965) и адресована редактору «Гослитиздата» и Литературного музея Виктору Петровичу Дорофееву. Случаи появления автографов Слуцкого на букинистическом и аукционном рынках единичны. Дарственная надпись русского поэта и прозаика, одного из основоположников символизма Валерия Яковлевича Брюсова (1873—1924) адресована историку литературы и педагогу Алексею Евгеньевичу Грузинскому. Надпись выполнена на листе, вырванном из книги избранных произведений Валерия Брюсова. Это редчайший инскрипт, относящийся к объектам культурно-исторического наследия России.
Принимая дар, исполняющий обязанности генерального директора Российской государственной библиотеки Владимир Иванович Гнездилов поблагодарил Леонида Арнольдовича Федуна. «Ваш драгоценный вклад займет особое место среди сокровищ фонда рукописей Российской государственной библиотеки, — отметил он. — Эти рукописи уникальны. Старинные рукописные книги относятся к особо ценным объектам культурно-исторического наследия, а рукописи писателей считались на протяжении длительного времени навсегда утраченными среди ученых и коллекционеров. Благодаря Вашей благотворительной деятельности сохраняется национальная память, богатства отечественной культуры становятся доступными для миллионов людей».
Андрей Платонович Платонов. Рассказ «Мусорный ветер». 1933. Машинопись с авторской правкой
чернилами и карандашом. 24 лл.
Василий Иванович Белов. Лад: Очерки о народной эстетике. 1978—1982. Черновой автограф
с незначительными машинописными и печатными вставками. 410 лл.
Валерий Яковлевич Брюсов. Дарственная надпись А. Е. Грузинскому на листе, вырванном из книги избранных
произведений В. Я. Брюсова. 1912.
Борис Абрамович Слуцкий. Дарственная надпись В. П. Дорофееву на обложке книги «Избранная лирика»
(М., 1965).
|
|