Место проведения: Москва, РГБ, Дом Пашкова, Румянцевский зал
Время проведения: 1 июля — 1 августа 2013 года
Экспонаты, представленные на выставке из фондов отдела рукописей РГБ (Flickr)
В. Л. Боровиковский. Портрет Г. Р. Державина. 1811. |
В Российской государственной библиотеке открылась выставка архивных рукописных материалов, приуроченная к 270-летию со дня рождения Г. Р. Державина. Он часто представляется лишь поэтом, сочинявшим торжественные, в стиле велеречивого восемнадцатого века оды. Но творчество Гавриила Романовича выходит за рамки этого уважаемого жанра. А еще к его заслугам относится служение отечеству на государственном поприще. В экспозицию вошли личные архивные материалы и творческие рукописи из фондов НИОР РГБ.
Выставка в знаменитом Румянцевском зале не рассчитана на подробное знакомство с произведениями Державина. Она, скорее, дает представление о круге общения поэта и о том, что из написанного им было наиболее востребовано в тот или иной период нашей истории.
В самом начале вниманию посетителей предлагаются подлинники: записки Гавриила Романовича, адресованные Василию Жуковскому и Степану Жихареву (к сожалению, без дат). Первый широко известен. Основатель романтического направления в русской поэзии, он в юношеских ученических стихах сильно подражал Державину, с которым его разделяло 40 лет. Не случайно кумир молодого поэта на закате своей жизни напишет: «Тебе в наследие, Жуковский, я ветху лиру отдаю». О втором адресате помнят лишь специалисты. Степан Жихарев (драматург, переводчик, декламатор) тоже был восторженным почитателем Гавриила Романовича и даже оставил пространные дневники, в которых не скупился на яркие детали. Например, рассказывал, как уже немолодой поэт во время обедов с друзьями вдруг задумывался и начинал чертить вилкой вензель умершей супруги, которую горячо любил. Потом спохватывался, старался возобновить угасшую беседу... «С именем Державина соединено было в моем понятии все, что составляет достоинство человека, — признается мемуарист, — вера в Бога, честь, правда, любовь к ближним, преданность к государю и отечеству, высокий талант и труд бескорыстный».
Державин в самом деле много и плодотворно служил. Был губернатором, секретарем Екатерины II, сенатором, государственным казначеем, министром юстиции. Этим отчасти объясняется обширная переписка с лицами высокого ранга. На выставке представлены его послания Александру I, князю Федору Николаевичу Голицыну (куратор Московского университета), «лист бумаги с дарственной надписью графине Екатерине Петровне Шуваловой» (статс-дама Екатерины II). Есть и замечательный образец автобиографического жанра: «Заметки из известных всем происшествий и подлинных дел, заключающая в себе жизнь Гавриила Романовича Державина» (список 1802 года с авторской правкой).
Свою нишу в ряду экспонатов образует поэзия, дошедшая до нас в списках начала XIX века: «Гимн лиро-эпический на прогнание французов из отечества», философское стихотворение «Бессмертие души», басня «Крестьянин и дуб» («Разбил крестьянин дуб близ корня топором...»). Она была написана в Калуге, куда Державин был направлен в связи с обвинениями тамошнего губернатора Лопухина в злоупотреблениях. В ходе следствия сторонники обвиняемого начали кампанию против тех, кто его вел. Себя автор представил в образе мужика, под «листьями и ветвями» подразумевал недругов. Собственно, поэт всегда писал на злобу дня и сам неоднократно декларировал свою активную гражданскую позицию.
Экспозиция была бы неполной, если б в ней не присутствовал список прославленного сочинения Державина. Речь о неофициальном российском гимне, написанном в 1791 году по случаю взятия Суворовым османской крепости во время Второй турецкой войны.
Гром победы, раздавайся,
Веселися, храбрый росс!
Звучной славой украшайся,
Магомета ты потрёс!