|
Место проведения: Москва, ул. Воздвиженка, 3/5, стр. 1, Дом Пашкова, читальный зал отдела рукописей РГБ
Время проведения: 2—15 июня 2014 года
Сборник церковных песнопений (Стихиры, Октоих, Ирмологий, песнопения Обихода и др.) на крюковых
нотах. XVI век. НИОР РГБ, ф. 173/II, № 102.1.
В читальном зале НИОР РГБ открылась выставка, посвященная 200-летию Московской духовной академии (МДА). Архивы МДА, наряду с документами из Троице-Сергиевой лавры, в которой она располагалась, составляют одни из самых замечательных документов библиотеки. Экспозиция предлагает небольшой экскурс в историю академии при помощи свидетельств ее повседневной жизни: отзывов на научные работы и классных журналов, фотографий и конспектов лекций. Кроме этих документов, на выставке есть и старинные рукописные книги.
История архивов Московской духовной академии начинается с основанием Троице-Сергиева монастыря около 1335 года. Среди многочисленных рукописных собраний нашей страны одно из первых мест по своему историко-художественному значению занимают его рукописи. На протяжении многих веков Троице-Сергиев монастырь был средоточием культурных сил русского народа, активным идеологическим центром русской государственности.
В библиотеке монастыря были собраны лучшие образцы рукописных и старопечатных книг. Начало библиотеке было положено преподобным Сергием Радонежским. Его преемник, игумен Никон, приложил много сил для укрепления и украшения монастыря. Летописи рассказывают о том, что он поощрял Епифания Премудрого в составлении жития Сергия Радонежского, а приписки писцов на рукописных книгах начала XV века свидетельствуют о стремлении Никона пополнить монастырскую библиотеку.
Книги шестнадцати пророков с толкованиями. На листе 1 запись писца: «В лето 6998 (1489) декабря 25
написана сия божественныа пророческиа книгы в переименитом и славнем градо Москве (Василию Мамырию
диаку)». НИОР РГБ, ф. 173/I, № 20.
В XV, XVI и XVII веках в монастыре работали Епифаний Премудрый, Пахомий Логофет, Максим Грек, Авраамий Палицын, Симон Азарьин, Арсений Суханов. В XVI—XVII веках библиотека монастыря почиталась авторитетнейшей, из нее брали книги для сверки текстов на Печатный двор. Библиотека беспрерывно пополнялась автографами писателей и переводчиков, списками, выполненными в стенах монастыря «замышлением» игуменов и соборных старцев, «повелением» частных заказчиков, а также рукописями, поступавшими из других монастырей: Чудовского, Кирилло-Белозерского, Иосифо-Волоцкого, Киржацкого.
Система богословских образовательных учреждений в России начала формироваться во второй половине XVI века, когда возникла необходимость создания учебных заведений, которые бы готовили широко образованных служителей церкви и государства. В XVII веке появляется несколько таких школ и училищ. Были открыты патриаршая школа в Чудовом монастыре, государственная школа для обучения подьячих Приказа тайных дел в Заиконоспасском монастыре, Типографская школа.
В 1687 году в Заиконоспасском монастыре на основе Типографской и Богоявленской школ было открыто училище, явившееся наивысшим достижением в области просвещения России XVII века. Это училище затем было преобразовано в Славяно-греко-латинскую академию (СГЛА). С 1807 года в России начались работы по проведению реформы духовных школ. СГЛА была преобразована в Московскую духовную академию, открытие которой состоялось 1 октября 1814 года. В 1747 году архимандрит Арсений приказал выбрать из монастырской библиотеки «за куриоз причитаемые книги» и передать их в Троицкую духовную семинарию, открытую в лавре в 1742 году. После образования в 1814 году на территории лавры Московской духовной академии, просуществовавшей до 1918 года, книги эти перешли в библиотеку последней. На выставке в НИОР РГБ можно увидеть эскизы библиотечных шкафов и фотографии тех, кто занимался переноской книг.
Эскизы библиотечных шкафов. 1875, б/д. НИОР РГБ, ф. 172, к. 150, ед. хр. 13.
Константин Михайлович Попов. НИОР РГБ, ф. 172, к. 477, ед. хр. 46.
Иеромонах Рафаил Никольский, помощник библиотекаря МДА. НИОР РГБ, ф. 172, к. 477, ед. хр. 48.
Так единый исторически сложившийся библиотечный комплекс был разделен на две части — библиотеку Троице-Сергиевой лавры и библиотеку Московской духовной академии. Кроме того, небольшая часть особо почитаемых или ценных рукописей осталась в ризнице монастыря как отдельное собрание. После Октябрьской революции все книжное и рукописное имущество лавры и МДА было передано в ведение Государственного Румянцевского музея, но оставалось в стенах монастыря в качестве Сергиевского филиала Румянцевского музея до 1929—1930 годов. Затем эти рукописи были переданы в Государственную библиотеку СССР им. В. И. Ленина, где хранятся по настоящее время в составе фондов НИОР РГБ.
С 2000 года началась совместная работа НИОР РГБ и Троице-Сергиевой лавры, по договору было оцифровано собрание Московской духовной академии, с которым сегодня можно ознакомиться на официальном сайте монастыря. «Интересно, что оцифровку начали с сочинений студентов академии», — рассказывает главный хранитель НИОР РГБ Ольга Леонидовна Соломина. Среди свидетельств студенческой жизни на выставке — собрание конспектов, напечатанное методом ректографии, отзыв Василия Ключевского на диссертацию Николая Тихомирова, рукописные записи, сделанные рукой отца Павла Флоренского, списки студентов, докладные записки, программы занятий и даже студенческое меню. Действительно, как среди учеников, так и преподавателей академии было немало выдающихся личностей.
Канцелярия МДА. Правила поведения студентов. 1828. НИОР РГБ, ф. 172, к. 145, ед. хр. 12.
Фотография (групповая). Двадцать четвертый курс (1860—1864) студентов Московской духовной
академии. Работа фотографии Троице-Сергиевой лавры. НИОР РГБ, ф. 172, к. 537, ед. хр. 31.
Рукописи из библиотеки лавры и библиотеки академии составили в РГБ два отдельных собрания: собрание Троице-Сергиевой лавры (фонд № 304) и собрание Московской духовной академии (фонд № 173). Рукописи из ризницы были присоединены к фонду № 304. Фонд № 172 (Архив МДА) включает документы: конференции МДА, совета МДА, библиотеки МДА, Церковно-археологического музея при МДА, Московского комитета для цензуры духовных книг. Художественная сторона основного комплекса рукописей — миниатюры, орнамент, гравюры, переплеты — отражает многогранную картину развития московского искусства ΧV—XVII веков. Кроме основного комплекса изобразительного материала собрания, являющегося выражением художественной жизни Москвы и собственно Троице-Сергиева монастыря, в библиотеке хранились рукописи раннего периода — XII—XIV веков, без которых немыслимо представить картину искусства периода феодальной раздробленности Руси, и материалы XVII века, связанные с творчеством других монастырей. Некоторые из этих рукописей, например «Книгу шестнадцати пророков с толкованиями» (1489), можно также увидеть на выставке.
Для выставки в читальном зале НИОР РГБ были использованы материалы фондов Московской духовной академии: № 172 Московская духовная академия, № 173 Архив МДА, № 541 Архив Голубинского Е. Е., № 731 Архив Ключевского В. О.
Курс метафизики. Конспект. Пособие для слушателей при подготовке к экзаменам. 1907—1908. Ректограф.
НИОР РГБ, ф. 172, к. 537, ед. хр. 15.
Фотографии профессоров Московской духовной академии (слева направо): Субботин Н. И. (ед. хр. 60),
Беляев А. Д. (ед. хр. 3), Горский-Платонов П. И. (ед. хр. 18). НИОР РГБ, ф. 172, к. 477, ед. хр. 3, 18, 60.
Меню с 28 декабря 1903 года по 3 января 1904 года. НИОР РГБ, ф. 172, к. 151, ед. хр. 7.
Портфель Е. Е. Голубинского, с которым он ходил на лекции в МДА. НИОР РГБ, ф. 541, к. 15, ед. хр. 19.
Фотография Е. Е. Голубинского на балконе дома в Сергиевом Посад. 1907—1912.
НИОР РГБ, ф. 541, к. 15, ед. хр. 17.
|
|