http://www.orientmuseum.ru/ http://www.persia.ru/ Театека

Журнал для всех, кому интересен Восток

«Восточная коллекция» № 1/2014


Номер открывается фотоочерком Татьяны Филатовой и Екатерины Филатовой, посвящённым Ирану. Продолжением темы является подборка материалов, рассказывающих об истории и культуры этой страны.

Иранская тетрадь

    Лана Раванди-Фадаи. Обычаи и приметы Новруза. Праздник Новруз («Новый день»), знаменующий наступление весны и пробуждение природы, зародился ещё в VI веке до н. э. Он живёт и поныне, побуждая людей к миру, доброжелательности и взаимопомощи.

  • Константин Марков, Наринэ Акобян. Каджарский портрет: от канона к жизни. Персидская живопись периода правления династии Каджаров, обязанная своим происхождением классической персидской миниатюре, на протяжении XIX века развивалась от парадных портретов монархов к изображению сцен повседневной жизни. Она постепенно уходя от схематизма и обогащалась художественными приёмами европейских живописцев.

  • Мариам Эмами. Среди паломников и горожан. Мешхед известен как священный город мусульман-шиитов, куда приезжают десятки тысяч паломников. Однако это далеко не всё, что можно о нём сказать. Город знаменит производством шафрана, кожаных и меховых изделий. У жителей Мешхеда свои привычки, отношение к миру и друг другу.

  • Татьяна Филатова. Столицы Ирана. А сколько их было? Все знают, что столицей Ирана является Тегеран. Однако на протяжении многовековой истории местонахождение столичных городов страны менялось неоднократно. Сегодня о былой славе Персеполя и Пасаргад напоминают лишь развалины, но Шираз и Исфахан сохраняют свой блеск до наших дней.

  • Между сиюминутным и вечным. На выставке, состоявшейся в Центре восточной литературы Российской государственной библиотеки, были представлены произведения двух иранских художников — Рахима Чархи, работающего в жанре орнамента (тазхиб), и Гафара Ганбарпура, мастера каллиграфии. Миниатюра и каллиграфия у иранцев не теряют значения духовного искусства. Об этом рассказывают востоковеды Юрий Аверьянов и Тимур Кораев.



  • Мария Филатова. Отпечаток минувших эпох. Советский плакат периода 1918—1940 годов, посвящённый Востоку, представляет собой оригинальное и неповторимое явление. Плакаты были инструментом агитации и мобилизации масс, транслируя задачи, выдвигавшиеся руководящими структурами государства. В графических решениях, используемых художниками, причудливо сочетаются авангардный стиль, революционный пафос и религиозная символика Востока.

  • Ирина Винокурова. Ильин день на горе Кармель. В православных храмах Ближнего Востока в канву церковных торжеств непременно вплетаются непривычные для русской церкви элементы. Это хорошо видно на примере храма Пророка Илии в Хайфе. Служба здесь проходит на русском и арабском языках, а после богослужения устраиваются коллективные трапезы и парады бойскаутов.

  • Анна Суворова. Военно-полевой роман по-индийски. В истории Индии немало детективов, триллеров и мелодрам. Примером настоящего блокбастера, в котором соединились различные жанры, является судьба Бегум Самру (1753—1836), прошедшей путь от обитательницы борделя до правительницы княжества Сардхана.

  • Галина Миронова. Сенуситское братство в песках Сахары. Автор статьи обращается к малоизвестным страницам истории закрытого сообщества суфийской направленности, существовавшего в XIX веке в Ливийской пустыне. Выдающиеся представители сенуситского братства не только занимались просветительской и миссионерской деятельностью, но и сражались с итальянскими агрессорами и даже управляли независимой Ливией.

  • Александр Мещеряков. Модель японской империи: публичный парк Уэно. Создание садов европейского типа, доступных для всех людей, независимо от социального статуса, началось в Японии в 1870-е годы. Публичным паркам надлежало быть контролируемым императором пространством, в котором отражаются главные ценности и задачи государства. Таковым стал парк Уэно.

  • Екатерина Бугаевская. Цветочные мяо и дети снега. Этнографические записки, в которых глазами очевидца показаны быт и привычки малых народностей Китая, проживающих в провинции Гуйчжоу.

  • Елена Войтишек. Погладить гриву дикой лошади и захватить хвост воробья. Объяснение столь необычного названия статьи становится ясным из текста — именно так называются два вида движений из комплекса китайской гимнастики цигун. Автор, профессиональный востоковед, рассказывает о собственном опыте постижения глубинной сути этого искусства управления жизненной энергией.

  • Юрий Зинин. Глиняные небоскрёбы Шибама. Иерусалимский синдром. Грибы пустыни. Три заметки под рубрикой «Арабески» рассказывают о необычных явлениях, встреченных автором во время путешествий по Северной Африке и Ближнему Востоку.

  • Дай Чэньпин, Хань Фан. О чём рассказывают медные деньги Синьцзяна. Статья китайских авторов посвящена монетам с квадратным отверстием, имевшим хождение в Синьцзяне до 1930 годов. Надписи на их лицевой стороне выполнялись на китайском, маньчжурском и уйгурском языках — явление крайне редкое в китайской нумизматике.

  • Виктор Погадаев. Романтик с острова Ява. Биография и творческое наследие индонезийского художника Радена Салеха.

В разделе Orientnet представлены интернет-ресурсы по теме «Зороастризм».

© 1999-2024 Российская государственная библиотека
© Авторские права на статьи, представленные на нашем сайте, принадлежат авторам данных статей. При намерении полной или частичной перепечатки текстов необходимо обращаться в редакцию журнала "Восточная коллекция" по адресу: orient@rsl.ru