|
Где: Москва, ул. Воздвиженка, д. 3/5, корп. 1, Российская государственная библиотека, Дом Пашкова, концертный зал отдела нотных изданий и звукозаписей
Когда: 22 сентября — 25 декабря 2016 года
Вход по читательским билетам
Секция музыкальных библиотек Российской библиотечной ассоциации и отдел нотных изданий и звукозаписей РГБ приглашает на выставку «Сокровища музыки неисчерпаемы», посвящённую 110-летию со дня рождения великого композитора Дмитрия Дмитриевича Шостаковича (1906—1975).
Дмитрий Дмитриевич Шостакович
А за мною, тайной сверкая
И назвавши себя «Седьмая»,
На неслыханный мчалась пир,
Притворившись нотной тетрадкой,
Знаменитая ленинградка
Возвращалась в родной эфир.
Анна Ахматова
Дмитрий Дмитриевич Шостакович (1906—1975) — один из самых известных и самых ярких композиторов ХХ века. Он является автором пятнадцати симфоний, шести концертов, опер «Нос», «Леди Макбет Мценского уезда», трёх балетов, множества произведений камерной музыки, музыки для кинофильмов и театральных постановок. Пожалуй, в нашей стране нет ни одного человека, который не слышал бы музыки Шостаковича. И поэтому выставка «Сокровища музыки неисчерпаемы», проходящая в концертном зале отдела нотных изданий и звукозаписей, интересна будет самому широкому кругу посетителей — от специалистов и исследователей до любителей музыки и поклонников таланта Дмитрия Дмитриевича Шостаковича.
Выставка посвящена 110-летию со дня рождения композитора. Алла Алексеевна Семенюк, заведующая отделом нотных изданий и звукозаписей Российской государственной библиотеки, выступая на торжественном открытии выставки, рассказала, что творческое наследие Дмитрия Дмитриевича настолько огромно, что организаторам было трудно выбрать, на чём остановиться: показать только какой-то отдельный жанр (оперы, симфонии, детскую музыку и т. д.) или только зарубежные издания сочинений композитора? Ведь благодаря практике обязательного экземпляра в фондах РГБ есть все издания произведений Шостаковича и огромное количество посвящённых ему и его творчеству исследований — монографии, статьи в российских и зарубежных сборниках, диссертации.
Слева направо: заместитель генерального директора РГБ по внешним связям и выставочной
деятельности Наталья Юрьевна Самойленко и заведующая отделом нотных изданий и звукозаписей РГБ
Алла Алексеевна Семенюк. Открытие выставки, посвящённой 110-летию со дня рождения Дмитрия
Шостаковича. Дом Пашкова РГБ, концертный зал отдела нотных изданий и звукозаписей. 22.09.2016
В результате в экспозицию вошли, с одной стороны, издания, демонстрирующие, многожанровость творчества Шостаковича, с другой — разные виды документов: ноты, грампластинки и CD-диски, книги и журналы. Кроме того, впервые вы можете увидеть программки концертов, оперных и балетных спектаклей Шостаковича, проходивших на ведущих сценах и площадках России, а также газетные вырезки статей за 1960—2000-е годы. Хотя, конечно, на выставке представлены далеко не все раритеты, которые есть в фондах Российской государственной библиотеки. Особый интерес представляют нотные издания, содержащие автографы композитора, адресованные известному советскому музыкальному деятелю и исследователю Борису Владимировичу Асафьеву и композитору Виссариону Яковлевичу Шебалину.
В самом деле, жизнь и творчество Дмитрия Дмитриевича Шостаковича следовали за всеми изгибами сложного, противоречивого, неспокойного века. Родился Дмитрий в 1906 году. А уже в девять лет, после посещения представления оперы Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане», заявил о своём желании серьёзно заниматься музыкой. Первые уроки игры на фортепиано давала ему мать, Софья Васильевна, выпускница Петербургской консерватории. Вскоре юный Шостакович начал обучение в частной музыкальной школе известного в то время фортепианного педагога Игнатия Гляссера. Летом 1919 года Дмитрия Шостаковича слушал Александр Константинович Глазунов, который одобрительно отозвался о композиторском таланте юноши. Осенью того же года Шостакович поступил в Петроградскую консерваторию, а в конце 1919-го написал своё первое крупное оркестровое сочинение — Скерцо fis-moll.
Куратор выставки «Сокровища музыки неисчерпаемы» — библиотекарь отдела нотных изданий
и звукозаписей РГБ Людмила Александровна Лейченко
Свою первую симфонию Дмитрий Шостакович написал в девятнадцать лет — она стала дипломной работой по классу композиции при выпуске из консерватории. Необычный талант Шостаковича заметил знаменитый немецкий дирижёр Бруно Вальтер, гастролируя по СССР. Услышав Первую симфонию, Вальтер попросил Шостаковича прислать ему партитуру. Зарубежная премьера симфонии состоялась 22 ноября 1927 года в Берлине. Вслед за Бруно Вальтером, симфонию исполняли в Германии — Отто Клемперер, в США — Леопольд Стоковский и Артуро Тосканини, сразу сделав русского композитора знаменитым. Первая симфония была посвящена другу Шостаковича композитору Михаилу Квадри (студенту Московской консерватории, который был арестован по политическому обвинению и расстрелян в 1929 году). Это посвящение имеется в автографе партитуры и в первом издании, в последующих же изданиях симфонии посвящение отсутствует.
Симфония № 2 была выполнена по заказу Музыкального государственного издательства — Музгиза — к десятилетию Октябрьской революции. По рекомендации Музгиза Шостакович включил в симфонию с подзаголовком «Октябрю» совершенно неожиданный «инструмент» — заводские гудки, а в заключение звучат стихи Александра Безыменского.
В Симфонию № 3 («Первомайскую») тоже вошли стихи — поэта Семёна Кирсанова. Но, пожалуй, самой известной и любимой стала Седьмая симфония — «Ленинградская». Написана она была в 1941 году в Ленинграде, премьера состоялась 5 марта 1942 года в Куйбышеве (ныне Самара), куда композитор был эвакуирован, а 3 августа 1942 года её исполнил Оркестр Ленинградского радиокомитета, который оставался в осаждённом Ленинграде...
Витрины выставки «Сокровища музыки неисчерпаемы» проведут вас по всем этапам творческого пути Дмитрия Шостаковича. Первая «остановка» — витрина, посвящённая всем 15 симфониям. У каждой — своя судьба, каждая — размышление о роли личности в истории. Вторая «точка» — квартеты, первый из которых был создан в 1938 году и отразил переживания и сомнения композитора.
Выступление студентов Музыкальной академии имени Гнесиных на открытии выставки
В третьей витрине — сценические произведения, две оперы, недооцененные в России в своё время, но имевшие огромный успех за рубежом. Это «Нос» — сатирическая опера, написанная Шостаковичем по одноименной повести Николая Васильевича Гоголя в 1927—1928 годах, изобразившая эпоху Николая I. Двадцатидвухлетний композитор большую часть либретто написал сам, значительно развив драматургически ряд сцен, лишь обозначенных Гоголем. Вторая опера — «Леди Макбет Мценского уезда» («Катерина Измайлова») (1932) по мотивам повести Николая Семёновича Лескова с тем же названием была запрещена к постановке во второй половине 1930-х — 1950-х годах, а композитор был нещадно раскритикован — 28 января 1936 года в газете «Правда» вышла разгромная статья «Сумбур вместо музыки». Кстати, 6 апреля вышла ещё одна статья в «Правде» — «Балетная фальшь». В этот раз нападкам подвергся балет Дмитрия Шостаковича «Светлый ручей». И если «Леди Макбет Мценского уезда» обвинялась в сложности, то «Светлый ручей» — в легковесности.
Экспозиция следующей витрины посвящена романсам и киномузыке. Знаете мелодию «Родина слышит», ставшую позывным Всесоюзного радио, а в 1960-е — своеобразным гимном космонавтики? Её автор — тоже Дмитрий Дмитриевич Шостакович!
Вообще трудно перечислить все экспонаты этой замечательной выставки. Программки, газетные вырезки, статьи, театральные афиши, пластинки с записями музыки, изданное в 1979 году первое полное собрание сочинений Шостаковича в 42 томах и новое, изданное к 100-летнему юбилею композитора, — уже в 150 томах... Интерес к творчеству Дмитрия Шостаковича не пропадает с годами, он только крепнет. Тем более что и в XXI веке находятся нотные листы, исписанные рукой Шостаковича, открывающие новые возможности исследования творческой личности композитора. По словам музыковедов, белые пятна в творчестве Дмитрия Шостаковича ещё есть. Возможно, исследователей, приходящих в Дом Пашкова, тоже ждут свои открытия?
ФОТОРЕПОРТАЖ
Открытие выставки к 110-летию со дня рождения Дмитрия Шостаковича
«Леди Макбет Мценского уезда» («Катерина Измайлова») — опера Дмитрия Дмитриевича Шостаковича
в 4 действиях, 9 картинах на либретто Д. Д. Шостаковича и А. Г. Прейса по мотивам одноимённой повести
Н. С. Лескова. Премьера состоялась в январе 1934 года в Малом ленинградском оперном театре.
Опера послужила поводом к осуждению композитора руководством коммунистической партии и запрещена
к постановке во второй половине 1930-х — 1950-х годах. В 1962 году поставлена (Москва)
в автоцензурированном виде под названием «Катерина Измайлова».
«Катерина Измайлова» — опера Дмитрия Дмитриевича Шостаковича в 4 действиях, 9 картинах
по мотивам одноимённой повести Н. С. Лескова.
Заведующая отделом диссертаций Ирина Львовна Сакирко
Дмитрий Шостакович. Пятая симфония : Для большого оркестра: Op. 47. — М. ; Л. : Гос. муз. изд-во, 1939. —
Шифры хранения: Ас 1/516
На титуле — автограф: «Дорогому Борису Владимировичу Асафьеву в знак самых лучших чувств.
Д. Шостакович. 8 IX 1941. Ленинград».
Дмитрий Шостакович. Нос : Опера в 3-х актах по Н. В. Гоголю: Соч. 15-е / Либретто Е. Замятина, Г. Ионина,
А. Прейса и Д. Шостаковича. — Л., 1929. — 6, 284 с. Шифры хранения: Ас 2/3430
На титуле — автограф: «Дорогому Борису Владимировичу Асафьеву от Д. Шостаковича. 4 III 1929.
Ленинград».
Дмитрий Шостакович. Шесть романсов : Ор. 62: Для баса в сопровожд. ф.-п. — М. : Музфонд СССР, б. г. — 38 с.
Шифры хранения: Ас 1/510
На титуле — автограф: «Дорогому Борису Владимировичу Асафьеву в знак самых лучших чувств.
Д. Шостакович. 8 III 1943. Москва».
Виссарион Шебалин. Вторая симфония : Ор. 11 : 1929 г. — М. : Музгиз, 1934. — 99 с.
Шифры хранения: МЗ Т-11/1537
На титуле — автограф Дмитрия Шостаковича: «Дорогому Виссариону Яковлевичу Шебалину на память
о встрече в Киеве в знак лучших чувств от автора этой надписи. Д. Шостакович. 31 III 1940. Киев».
|
|