|
Где: читальный зал отдела нотных изданий и звукозаписей РГБ
Когда: 26 марта — 1 октября 2015 года
Виртуальная выставка
Чайковский — великий русский композитор, мастер симфонизма, автор десяти опер, трех балетов, шести симфоний и множества камерно-вокальных и инструментальных произведений. Он стал первым русским музыкантом — человеком мира и главным музыкальным брендом России.
Как художник он сформировался в 60—70-е годы XIX века, в период расцвета русской художественной и общественной мысли, русской литературы, музыки, изобразительного искусства. Чайковский никогда не мыслил свое творчество, как и современную ему русскую музыку, вне общего контекста развития европейского искусства в целом.
Жизнь Чайковского, как жизнь любого гения, была сложна и парадоксальна. Однако его творческая судьба сложилась очень счастливо. Он слышал практически все свои сочинения, многими из которых дирижировал сам. Он имел постоянного издателя — Юргенсона, что очень важно для любого композитора. Дружил с Надеждой Филаретовной фон Мекк, которая стала спонсором композитора на многие годы, что позволило Чайковскому беспрепятственно творить. И наконец, он получил мировое признание еще при жизни.
В сознании миллионов людей имя Чайковского ассоциируется с определенным количеством мелодий, сценических образов и музыкальных фрагментов. Достаточно перечислить несколько названий, чтобы вызвать в памяти и образ композитора, и знакомые мелодии: «Лебединое озеро», «Евгений Онегин», «Щелкунчик», «Иоланта», симфония «Зимние грезы», фортепианный цикл «Времена года», Первый концерт для фортепиано и другие.
В фонде Российской государственной библиотеки с именем Чайковского связано огромное количество документов XIX — начала XXI века. Наибольшую значимость имеют прижизненные издания сочинений Чайковского, вышедшие из печати с 1866 по 1893 годы: ноты, теоретические труды, переводы. Кроме сочинений композитора из XIX века к нам дошли открытки, портреты, фотографии, газеты, театральные программки. В XX—XXI веках появился целый ряд новых документов и материалов, относящихся к Чайковскому: звукозаписи его сочинений, начиная от шеллаковых пластинок до современных дисков, плакаты, диссертации, монографические труды русского зарубежья.
Выставочная экспозиция включила в себя практически все видовые документы, хранящиеся в библиотеке. Вы можете увидеть здесь ноты, книги, газетные вырезки, программки, карты, открытки, диссертации, грампластинки. На выставке представлены также подлинные фотопортреты Петра Ильича Чайковского с автографами композитора, которые хранятся в НИО рукописей РГБ. Всего на выставке представлено более 600 экспонатов.
Особый акцент сделан на прижизненных изданиях Чайковского, напечатанных в типографии Петра Ивановича Юргенсона. Чайковского и Юргенсона связывали многолетние деловые и дружеские отношения. Они познакомились в 1866 году, когда Чайковский по приглашению Рубинштейна приехал в Москву в качестве профессора только что открывшейся консерватории. Чуткий издатель предугадал в молодом профессоре гениального музыканта и, начав издавать его сочинения, способствовал их признанию и широкому распространению как на родине, так и за рубежом.
Произведения Чайковского издавались Юргенсоном довольно быстро. К первой постановке оперы или балета, как правило, появлялись в продаже клавиры. Это способствовало быстрому ознакомлению музыкантов и любителей музыки с новыми сочинениями композитора.
Первыми сочинениями Чайковского, выпущенными у Юргенсона (1868 год), были произведения для фортепиано ор. 1, 2, 4, 5, а также Танцы из оперы «Воевода», переложенные для фортепиано в четыре руки. На выставке среди нот сценической музыки Чайковского значительный интерес представляет клавир оперы «Кузнец Вакула, или Ночь перед Рождеством». Первый шмуцтитул издания включает сведения о том, что в ноябре 1875 года эта опера удостоилась первой премии на конкурсе, объявленном Императорским Русским музыкальным обществом. Второй шмуцтитул содержит слова посвящения памяти Великой княгини Елены Павловны, которая в свое время поддержала идею учреждения Русского музыкального общества и финансировала этот проект, внеся крупные пожертвования. На титульном листе имеется цветная литография Г. Шнейдера с оригинальным изображением фантастического полета кузнеца Вакулы.
Особого внимания заслуживает и клавир «Снегурочки», музыки к сказке А. Н. Островского. Титульный лист издания украшен цветной иллюстрацией с акварели русского художника Ф. Л. Соллогуба, который работал в основном в театре, а также был известен как художник-иллюстратор. Ряд опер и балетов П. И. Чайковского экспонируется в изданиях, имеющих переплеты с золотым тиснением. Примечательно, что представленные ноты знакомят как с владельческими, так и с издательскими переплетами. При обращении к последним важно отметить партитуру оперы «Черевички», где наряду со сведениями об авторе и названии произведения на переплете указано: издание П. Юргенсона.
Отдельный раздел экспозиции посвящен нотам симфонической музыки Чайковского. Здесь можно увидеть издания, выпущенные к определенным событиям: «Торжественный коронационный марш» (для празднования в Москве дня коронации Александра III), Торжественная увертюра «1812 год» (к открытию храма Христа Спасителя в ознаменование 70-летия победы в Отечественной войне 1812 года). В оформлении таких изданий Юргенсона нередко использовались элементы, соответствующие тем событиям, для которых создавалась музыка. Например, в «Торжественном коронационном марше» в верхней части титульного листа расположен вензель, содержащий первые буквы имен императора Александра III и императрицы Марии Федоровны. На титульном листе торжественной увертюры «1812 год» размещена иллюстрация с изображением храма Христа Спасителя.
Значительный интерес представляет также партитура симфонии «Манфред», в которой имеется автограф П. И. Чайковского: «Анатолiю Константиновичу Лядову П. Чайковский 8 марта 1886 г». Надпись оставлена на красочно иллюстрированном титульном листе. Дата выпуска в издании отсутствует. Тем не менее, можно говорить о том, что партитура вышла в свет в 1886 году, то есть в числе первых изданий. Это утверждение основывается на сопоставлении таких сведений, как дата, обозначенная в автографе, и информация о первых изданиях в «Тематико-библиографическом указателе сочинений П. И. Чайковского» (М., 2003).
Из представленных на выставке фортепианных сочинений выделяется марш «Русский добровольный флот», выпущенный в свет под псевдонимом «П. Синопов». На титульном листе этих нот привлекает внимание литография с изображением корабля. Также представляет историческую ценность изданный почти месяц спустя после смерти композитора «Марш» В. Цветкова для фортепиано.
Отдельного упоминания заслуживают портреты Чайковского. Известно более 80 изображений композитора, многие из которых знакомы всем. Самую большую ценность представляют портреты, созданные современниками Чайковского. К прижизненным относятся хранящиеся в фонде НИО рукописей РГБ оригиналы фотопортретов композитора, выпущенные в разных фотоателье конца XIX — начала ХХ веков. Некоторые из фотопортретов — с автографом Чайковского. Несколько прижизненных фотопортретов композитора хранятся и в отделе изоизданий РГБ. Например, исполненный в 1892 году художником Мечиславом Михайловичем Далькевичем, или художником-гравером Михаилом Рундальцовым в 1901 году.
Среди прижизненных документов, сохранившихся в отделе изоизданий РГБ, выделяется уникальное свидетельство почитания благодарных исполнителей композитору — это «Меню памятного ужина», который был устроен артистами русской оперной труппы в Москве 3 февраля 1884 года. «Меню» по своей композиции и особенностям оформления сходно с почетными грамотами и дипломами: на титульной стороне помимо традиционных музыкальных атрибутов — лиры и лавровой ветви, изображены также сцены из опер и симфоний, сочиненных П. И. Чайковским.
На выставке также представлено Полное собрание сочинений композитора, включившее 63 тома музыкальных сочинений (Москва : Музыка, 1940—1941, 1945—1971, 1990) и 15 томов переписки и литературных произведений (Москва : Музыка, 1953—1981). Эпистолярное наследие Чайковского включает около 5 тысяч писем и литературных произведений. Среди представленных на выставке изданий огромное количество монографических трудов с исследованием жизни и творчества Петра Ильича, а также справочно-библиографические издания, энциклопедии.
Особого внимание уделено диссертационным исследованиям творчества Чайковского. На выставке представлены кандидатские и докторские диссертации известных исследователей А. Н. Мясоедова, П. Е. Вайдман, А. Г. Айнбиндер, Г. А. Моисеева, Ю. Розановой и др. Одной из первых диссертаций, посвященных Чайковскому, стала работа В. М. Буяновского «Роль валторны в симфоническом и оперном оркестре П. И. Чайковского» (М., 1955).
Большое место на выставке связано с Международным конкурсом имени П.И. Чайковского. Весной 1958 года имя П. И. Чайковского впервые стало символом международных конкурсов, организуемых Россией. С тех пор Москва постоянно становится центром встречи музыкальных дарований всего мира. Начиная с 1958 г., все конкурсы сопровождаются появлением зрелищных афиш, в которых отразились этапы развития знаменитого конкурса. В фондах РГБ хранятся все буклеты, программы, плакаты конкурсов. В 1959 году известный советский мастер плаката Борис Александрович Зеленский (1914—1984), вдохновленный идеей конкурса, создал образ, продолживший иконографическую традицию изображения композитора. Практически все плакаты Зеленского хранятся в РГБ.
Виртуальная выставка
|
|